Вы на портале

Условия «нестандартных» открытых лицензий: на что обратить внимание?

Некоторые объекты авторского права являются более сложными и включают в себя другие произведения. При этом создатель сложного произведения может использовать собственные материалы или материалы других лиц, в том числе на условиях открытой лицензии. Это особенно актуально при разработке программного обеспечения, оформлении корпоративного сайта, создании видеоматериалов (рекламных, развлекательных или обучающих).

«Стандартные» лицензии, например Apache v.2 или MIT, широко распространены — найти информацию по таким условиям несложно. Условия «нестандартных» открытых лицензий индивидуальны и могут включать как подходящие лицензиату положения, так и невыгодные для него.

На что нужно обратить внимание, принимая условия такой лицензии?

Обновлено
Пархимович Анастасия
Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

3954 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Способы использования произведения

Условия лицензии могут ограничивать лицензиата в использовании произведения по следующим параметрам:

• использование в коммерческих или некоммерческих целях;

• определенный вид использования (например, создание экземпляров или публичный показ произведения);

• использование в составе произведения, относящегося к определенному типу (например, в презентации);

• использование в определенном объеме (с указанием количества экземпляров, загрузок и т.д.).

Справочно.
Открытая лицензия — лицензионный договор о предоставлении простой (неисключительной) лицензии в упрощенном порядке.

Так, музыкальный сток audiojungle предлагает различные виды лицензий на музыкальные файлы:

Справочно.
Инди-фильм (indie film, независимое кино) — кинофильм, который создается и распространяется вне системы крупных киностудий. Инди-фильмы обычно отличаются по содержанию, стилю и приемам, которые используют кинематографисты.

Вид лицензии зависит как от способа, так и от объема использования произведения. Рассмотрим один из видов лицензии на примере.

Справочно.
Сток — это посредник (обычно платформа или сайт), на котором правообладатели предлагают купить лицензию на использование определенного объекта (музыкального фрагмента, изображения, шрифта и т.д.).

Так, лицензия Music Standard позволяет использовать музыку в единственном продукте (будь то мобильное приложение или кинофильм). При этом пользователю разрешено использовать итоговый продукт в Интернете (например, загружать видеоролик на свой сайт), предлагать его для загрузки конечным пользователям или записывать на компакт-диски (максимум 10 000 загрузок/копий) и представлять фильм на фестивале в качестве инди-фильма. Однако лицензия Music Standard не разрешает транслировать музыку в эфир или по кабелю (в том числе в Интернете). Таким образом, если лицензиат — это школа иностранных языков, которая приобретает лицензию на музыкальный фрагмент, чтобы использовать его в качестве заставки в серии видеолекций, доступных на сайте школы, то лицензии Music Standard будет достаточно. Но если школа пожелает использовать эту же музыку в онлайн-трансляции (например, в ходе вебинара), ей понадобится другая лицензия, по меньшей мере Music Broadcast (1 Million).

Справочно.
Виртуальные торговые площадки типа Google Play, App Store или Steam снимают с продажи продукты, нарушающие права интеллектуальной собственности третьих лиц (по жалобам таких лиц). До решения спора объект (мобильное приложение, компьютерная игра) не может быть вновь выставлен для продажи — в результате правообладатель теряет потенциальную выручку.

Разница в «пакете услуг», которые предоставляет каждая лицензия, определяет разницу в цене. Чем меньше способов использования включено в «пакет», тем дешевле лицензия. Однако желание сэкономить может сыграть злую шутку: использование произведения способами, не предусмотренными в лицензии (в том числе создание дополнительных экземпляров), — это нарушение исключительного права на произведение, которое может повлечь как финансовые (в виде штрафа и возмещения убытков), так и репутационные издержки.

Использование произведения без обработки или с минимальной обработкой

Некоторые лицензиары запрещают использовать произведения без переработки, то есть не в составе другого произведения.

Пример такого условия (выдержка из условий открытой лицензии Envato Elements):

«8. Вы можете изменять или обрабатывать элемент либо комбинировать его с другими работами, если это требуется для создания конечного продукта. ...

10. Вы не можете перераспределять элемент или предоставлять к нему доступ «как есть» либо с незначительными модификациями. ...

11. Вы не можете использовать элемент в любом приложении, позволяющем конечному пользователю настраивать цифровой или физический продукт на свои конкретные нужды… .

12. Вы не можете использовать элемент для продвижения товаров на рынке. Это означает конечный продукт, созданный с использованием элемента, если основная ценность продукта заключается в самом элементе, включая:

a. конечный продукт, в котором элемент служит основным компонентом и который без включения элемента не будет принципиально отличаться от любого другого продукта аналогичного характера и сферы применения; и/или

b. конечный продукт, который благодаря включению элемента становится ценным и принципиально отличным от других, и это является основным фактором продаж конечного продукта».

В случае изображений примером использования без обработки может быть печать картинок на майках, кружках — популярный вид услуг. В этом случае изображение используется без обработки, и именно оно придает ценность тому предмету, на который нанесено. Если условия лицензии не разрешают использовать произведение без обработки, использовать картинку для печати на сувенирной продукции нельзя.

Более сложными являются ситуации, когда произведение используется с доработкой. В таком случае лицензиату необходимо ответить на вопрос: «Будет ли конечный продукт, в котором я использую чужое произведение, ценен сам по себе или его ценность будет полностью зависеть от такого чужого произведения?» Лицензиату следует избегать случаев, когда произведение даже в результате доработки используется «само по себе».

Пример такого использования — включение музыкального фрагмента в состав видеоролика типа «музыка для работы», «музыка для отдыха». Много таких видеороликов можно найти на платформе YouTube, при этом видеосоставляющая в них минимальна (например, на протяжении всего звучания — 2 часа — фоновая картинка не меняется или меняется 2–3 раза). Такие видеозаписи зрители обычно не смотрят, а слушают: в качестве фоновой музыки и ради нее, при этом изображение значения не имеет. Использование музыкального фрагмента для создания такого видео лицензиары рассматривают как использование без обработки, что запрещено условиями лицензии.

Еще один пример скрытого использования произведения без обработки —использование изображения в составе мобильного приложения типа «набор заставок для рабочего стола»*. В этом случае пользователь загружает на свое мобильное устройство приложение, основу которого составляет компьютерная программа. То есть формально изображение включено в более крупный и сложный объект. Но после выбора картинки и установки ее в качестве заставки экрана само приложение уходит на второй план. В этом случае приложение — лишь способ донести картинку до пользователя, и без картинки (само по себе) оно не представляет ценности. Такое использование также не соответствует условиям лицензии.

* Пример аналогичного нарушения — включение музыкальных фрагментов в продукт, позволяющий настраивать мелодии звонков и уведомлений на мобильном телефоне.

Пример разрешенного использования для изображения — использование его в дизайне книжной обложки. Даже если переработка изображения будет минимальна (например, если дизайнер лишь добавит название и имя автора, а также логотип издательства), конечный продукт — книга — будет ценен для потребителя сам по себе и условия лицензии будут соблюдены.

Также будет соответствовать лицензии использование музыкального фрагмента с наложенным на него текстом, например инструкциями для медитации. Итоговый продукт, представляющий ценность для потребителя, — это программа для медитации (музыка воспринимается лишь как дополнение к инструкциям, тексту).

Справочно.
При выборе книги определяющим для потребителя является текст, именно поэтому изображение на обложке будет считаться использованным в составе более сложного объекта.

Порядок использования произведения

В условиях открытой лицензии может быть установлен особый порядок действий, которому обязан следовать лицензиат. Так, в соответствии с лицензией Envato Elements лицензиат должен регистрировать каждый конечный продукт, в составе которого используется произведение, в «личном кабинете». Это не влияет на стоимость лицензии: цена останется прежней независимо от того, использовалось ли произведение в составе 3 или 10 конечных продуктов.

«3. Лицензия начинает действовать, когда вы регистрируете свое использование элемента, и остается действительной лишь в том случае, если вы завершаете конечный продукт, пока ваша подписка активна. Затем лицензия действует в течение всего срока эксплуатации конечного продукта… .

Для всех элементов доступно более одного однократного использования, вам просто требуется регистрировать каждое использование элемента».

Справочно.
Компания Envato использует данные о регистрации конечных продуктов для начисления вознаграждения автору. Чем больше регистраций, тем больше вознаграждение.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с условиями открытой лицензии определенные действия лицензиата (например, регистрация конечного продукта) могут являться акцептом лицензии. Таким образом, если лицензиат не следует обозначенной процедуре, договор считается незаключенным, а любое использование объекта автоматически переходит в разряд нарушений исключительного права на произведение.

Дополнительно по теме:
Козиков Ю. Используем фотографии из Интернета без нарушения авторских прав
Хаданович Н. Интеллектуальная собственность в сфере IT

Выдача сублицензии или передача прав и обязанностей лицензиата

Обычно произведения, используемые на условиях открытой лицензии (далее — элементы), входят в состав более объемных объектов авторского права (далее — конечный продукт).

Лицензиат может использовать конечный продукт самостоятельно, предоставить другому лицу лицензию на его использование или уступить права на этот продукт.

Что нужно учитывать лицензиату, если конечный объект будет использоваться другим лицом (приобретателем)?

Лицензиат не вправе уступить исключительное право на элемент

Поскольку исключительное право на элемент, используемый на условиях открытой лицензии (аудиофрагмент, изображение), лицензиату не передавалось, он не может передать право на такой элемент приобретателю конечного продукта (даже в случае уступки исключительного права на конечный продукт).

Рекомендация.
В договоре на создание конечного продукта (например, ПО) следует указать, что части такого продукта, используемые на основе лицензии, передаются приобретателю также на условиях лицензии.

В этой ситуации лицензиат может:

— выдать приобретателю сублицензию в отношении тех элементов, которые входят в конечный продукт (наиболее популярный вариант), или

— передать права и обязанности по договору открытой лицензии (используется редко).

На выбор лицензиатом одного из этих вариантов влияют в том числе условия открытой лицензии. Рассмотрим лицензию Envato Elements (сток фотографий, шрифтов и веб-шаблонов):

«5. Вы можете использовать Элемент для создания Конечного продукта для себя или для клиента. Если вы используете Элемент для создания Конечного продукта для клиента, то вы можете перенести Конечный продукт на вашего клиента, если … ваша подписка остается активной. Право использования Элемента как части Конечного продукта передается вашему клиенту … на условиях Ограниченной сублицензии, изложенных в пункте 6.

6. При передаче Конечного продукта клиенту вы сублицензируете лицензионные права на любой Элемент в Конечном продукте. Сублицензия может предоставляться только при условии, что использование Элемента ограничено необходимым использованием Конечного продукта, поэтому Элемент не может быть извлечен, воспроизведен или использован каким-либо иным образом (Ограниченная сублицензия). Вы должны проинформировать своего клиента об этом условии».

Справочно.
Договор уступки права на конечный продукт может содержать условие о том, что создатель (разработчик) уступает приобретателю исключительное право на конечный продукт, за исключением тех элементов, которые использованы в таком продукте на условиях лицензии.

В соответствии с лицензией Envato Elements лицензиат предоставляет клиенту сублицензию на использование произведения. Сублицензия действительна при условии, что она была предоставлена в период действия подписки. Если срок действия подписки заканчивается до момента передачи конечного продукта заказчику, следует продлить подписку — в противном случае сублицензия будет недействительной, а любое использование конечного продукта клиентом станет нарушением исключительного права компании Envato Pty Ltd.

Если условия открытой лицензии не позволяют выдать сублицензию в отношении элемента, приобретатель не имеет права использовать такой элемент (в том числе в составе конечного продукта). Тем не менее многие открытые лицензии предусматривают возможность передать конечный продукт приобретателю. Далее представлены несколько формулировок, которые могут на это указывать.

Учет элементов, использованных в конечном продукте на условиях лицензии

Лицензиату, который использует элементы для создания конечного продукта, необходимо вести учет таких элементов с указанием срока действия лицензии, проектов, в которых используются эти элементы, и сублицензиатов (приобретателей конечного продукта).

Рекомендация.
Условие о передаче сведений обо всех элементах продукта следует включить в договор о создании объекта авторского права, например в договор на разработку программного обеспечения.

При передаче приобретателю конечного продукта рекомендуется составить документ с указанием всех элементов продукта, исключительные права на которые принадлежат другим лицам. В этом документе следует указать:

— элементы, права на использование которых получены на условиях открытой (или иной) лицензии;

— ограничения на использование таких элементов (количество загрузок, возможность использования элемента отдельно от конечного продукта и т.д.);

— срок действия лицензии на элемент;

— лицо, которому принадлежит исключительное право на элемент (или платформу, на которой была приобретена лицензия);

— данные лицензии (дата, номер).

Справочно.
Если отдельных элементов в продукте немного, стороны могут не составлять отдельный документ, а включить сведения об открытых (или иных) лицензиях в акт приемки конечного продукта.

Если лицензиат получил документы, подтверждающие приобретение лицензии (сертификат, форму заказа и т.д.), рекомендуется передать приобретателю копии таких документов (в электронной или бумажной форме).

Условие об указании данных правообладателя и (или) автора элемента

Некоторые открытые лицензии обязывают лицензиата указать данные правообладателя и (или) автора соответствующего элемента. Если в лицензионном договоре отражен способ или иные детали такого указания, лицензиат должен им следовать.

Если условия лицензии не предусматривают особого способа указания правообладателя или автора элемента, рекомендуется сделать это таким образом, чтобы пользователь конечного продукта мог найти данную информацию так же легко, как и информацию о приобретателе.

Примеры:
— если конечный продукт — это мобильное приложение, сведения о правообладателе следует указать в разделе «Описание» на соответствующей платформе (App Store, Google Play), а также в самом приложении в разделе «Сведения о приложении» («Сведения о разработчике»);
— если конечный продукт — это презентация, сведения о правообладателе можно указать на последнем слайде (с указанием номера слайда, на котором использовался элемент) или рядом с элементом;
— если конечный продукт — это видеоролик, сведения о правообладателе следует указать на последних кадрах ролика (например, в качестве титров) или в описании ролика.

Рекомендации.
При указании имени автора следует исходить из принципа добросовестности и разумности: информация должна быть легкодоступной для конечного пользователя.

Грамотные сотрудники — надежный тыл компании

Важно, чтобы работники, которые подбирают контент для конечного продукта, знали о том, какие произведения охраняются авторским правом, какие бывают лицензии и как именно предполагается использовать тот или иной объект. Компаниям, которые создают конечные продукты, стоит проводить инструктажи и освещать следующие вопросы:

— какие стоки компания использует для подбора контента;

— как именно будет использоваться конечный продукт (например, во время закрытой презентации или на сайте компании);

— каков порядок действий для активации лицензии и использования элемента (указание имени автора, регистрация проекта в личном кабинете и т.д.);

— как ведется учет элементов, используемых на условиях открытой лицензии;

— какую помощь по вопросам использования контента может оказать юрисконсульт.

Дополнительно по теме:
Используем фотографии из Интернета без нарушения авторских прав

Оцените статью!

3954 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме