В реальной ситуации, когда клиентом является гражданин, для которого лизинг был единственным вариантом стать владельцем автомобиля, но происходит утрата или гибель имущества, нужно найти оптимальный вариант, который устроит и лизингодателя, и клиента.
Страхование является хорошим способом минимизировать возможные убытки лизингодателя. Специализация нашей компании — легковые автомобили. Поэтому добровольное страхование наземных транспортных средств на условиях «Автокаско» — обязательное условие заключения договора лизинга. За последнее время, к сожалению, произошло 5 случаев гибели предметов лизинга. В такой ситуации главное — скоординированные действия лизинговой компании и клиента. Страховая компания очень внимательно относится к соблюдению правил страхования, сроков обращения с соответствующим заявлением при возникновении страхового случая, поскольку нарушение сроков является основанием для отказа в возмещении ущерба, даже если случай признан страховым.
Так, один из наших клиентов решил, что произошедшее с ним не является страховым случаем по договору «Автокаско», и обратился с вопросом «что делать?» не в страховую, а в лизинговую компанию. Согласно договору страхования страхователь незамедлительно, но не позднее 3 рабочих дней обязан письменно заявить в страховую компанию о наступлении события (страхового случая). В указанной ситуации речь шла о нескольких неделях. Лизинговая компания, поскольку она являлась и страхователем, и выгодоприобретателем, самостоятельно обратилась в страховую компанию с заявлением о страховом случае, предоставив в качестве оправдательного документа пояснения лизингополучателя и указав, что о наступлении события стало известно только после обращения лизингополучателя. Поэтому всем своим клиентам мы рекомендуем обращаться в страховую компанию в любой ситуации, которую можно рассматривать как страховой случай.
Утрата (гибель) предмета лизинга в результате ДТП бывает «полной» (автомобиль признают погибшим (уничтоженным), поскольку его ремонт технически невозможен) или «экономической» (автомобиль признают погибшим (уничтоженным), поскольку его ремонт экономически нецелесообразен, то есть когда ожидаемые затраты на восстановительный ремонт с учетом НДС на дату наступления страхового события превышают определенный страховой компанией процент от страховой стоимости).
В случае экономической нецелесообразности ремонта возникает вопрос реализации годных остатков. Можно заняться реализацией самостоятельно, через объявления. Однако лучше прибегнуть к помощи специализированной организации по проведению торгов (аукционов) по продаже аварийных и целых транспортных средств, а также запчастей и годных остатков транспортных средств.
По вопросу конфискации транспортного средства по ст. 317-1 УК отметим, что, по нашему мнению, все лизинговые компании включают в свои договоры лизинга условия, обязывающие лизингополучателя исполнить все обязательства по договору лизинга и возместить лизингодателю убытки в связи с утратой предмета лизинга, являющегося собственностью лизингодателя, в результате специальной конфискации.
Кроме того, в части пятой п. 2 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 05.07.2013 № Р-836/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения"» указано, что в случае конфискации транспортного средства, не принадлежащего лицу, совершившему преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК, защита прав собственника (в нашем случае — лизинговой компании) может осуществляться путем взыскания убытков с лица, осужденного по приговору суда (ст. 364 ГК). В данном документе также обращено внимание правоприменителей на необходимость надлежащего уведомления собственника транспортного средства, явившегося орудием или средством совершения правонарушения, о возможности специальной конфискации транспортного средства независимо от права собственности при повторном совершении лицом, которому доверено управление транспортным средством, правонарушения, предусмотренного ст. 18.16 КоАП.
В данной связи полагаем целесообразным включение в договор лизинга условия, позволяющего лизинговой компании требовать, например, от лизингополучателя полного возмещения инвестиционных расходов в случае получения уведомления от компетентных органов о «первичном» проступке лизингополучателя.