Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 353-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О внешней трудовой миграции"» введено понятие высококвалифицированного работника. Таковым будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее — иностранец), имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
В отношении рассматриваемой категории работников (высококвалифицированный специалист), равно как и в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), установлена льгота, а именно: данные категории работников не будут учитываться при подсчете количества человек для случаев получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Это, однако, не отменяет требования о получении такими лицами специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Таким образом, белорусские компании с иностранными учредителями и топ-менеджментом по-прежнему будут вынуждены получать специальные разрешения для своих высококвалифицированных сотрудников и представлять соответствующие заявки в службу занятости для замещения вакансий, что представляется весьма формалистичным и зачастую носит мнимый характер.
Можно ли продлить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы?
Согласно новой редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон № 225-З), которая вступает в силу с 15.07.2016, срок действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы может быть продлен лишь однократно, в то время как в настоящий момент число возможных продлений не ограничивается. Отметим, что после однократного продления наниматель Республики Беларусь имеет право обратиться за получением нового разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
В каких случаях в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть отказано?
В соответствии с новой редакцией Закона № 225-З расширяется перечень возможных оснований для отказа в выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы или специального разрешения. С 15.07.2016 указанный перечень дополнен следующими основаниями:
- в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;
- если иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении.
Отметим, что в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан и других лиц также предусматривается возможность аннулирования специального разрешения или разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь, нужно привлечь для работы иностранного гражданина. Как это сделать?
С 15.07.2016 иностранная организация будет вправе привлекать трудящихся-иммигрантов только для работы в своем представительстве (нанимателем выступает представительство иностранной организации). При этом привлечение трудящихся-иммигрантов в представительство иностранной организации осуществляется в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189.
В случае, если иностранной организации потребуется привлечь иностранца не для работы в представительстве, то альтернативным вариантом будет создание дочерней организации на территории Республики Беларусь с последующим трудоустройством трудящегося-иммигранта в такую (созданную) организацию.