Вы на портале

Выявление недостатков товара после покупки: права потребителя

Гражданин П. приобрел у ООО «К» для личных целей видеомонитор. Спустя год он выяснил, что качественные технические характеристики монитора не соответствуют заявленным продавцом при покупке. Какие права есть у покупателя?

Сенько Александр
Сенько Александр

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

1614 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Как юридически «назвать» такую ситуацию?

Продавец обязан передать покупателю товар, по качественным характеристикам полностью соответствующий заявленным продавцом, а также нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара. Характеристики товара должны быть доведены до сведения покупателя в момент выбора товара и его приобретения любыми доступными способами.

При передаче покупателю товара, отличного от заявленного, можно говорить о недостатке товара (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», далее – Закон).

Таким образом, гражданин П. приобрел у ООО «К» товар с недостатками по качественным характеристикам.

Какие предусмотрены права для потребителя?

В отношении рассматриваемого товара (видеомонитора) по признаку его технической сложности законодательством установлены особые правила относительно прав потребителя и механизма их реализации.

Покупатель некачественного товара (видеомонитора) вправе:

  • требовать у продавца заменить товар на качественный;
  • расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (ст. 20 Закона).

В течение какого срока можно обратиться с требованиями к продавцу?

Срок предъявления требований в отношении видеомонитора ненадлежащего качества составляет 30 дней с момента передачи покупателю товара (п. 7 ст. 20 Закона).

Можно ли предъявить требования позже?

Можно, но только в случае выявления существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных ч. 1 п. 1 ст. 22 Закона (по общему правилу незамедлительно, но не более 14 дней с момента предъявления требования потребителя).

Если на товары гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо составляют менее двух лет, то потребитель вправе предъявить требования к продавцу, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров потребителю (ч. 2 п. 1 ст. 21 Закона).

Таким образом, гражданин П. может предъявить ООО «К» требования в течение двух лет со дня передачи видеомонитора.

Необходимо ли обращаться к продавцу с претензией?

Покупатель не обязан обращаться к продавцу с досудебной претензией, однако это может позволить урегулировать спор без суда. Претензия должна быть обоснованной как с фактической, так и с правовой стороны, а заявленные в ней требования – подтверждаться доказательствами, одним из которых может являться экспертиза качества товара.

Экспертиза обязательно проводится продавцом за свой счет в случае возникновения спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения (ч. 2 п. 11 ст. 20 Закона).

Покупателю следует сдать продавцу товар ненадлежащего качества, зафиксировав факт и причины его возврата по акту передачи товара, форма которого установлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Как происходит приемка товара покупателем? 

Продавец обязан принять у покупателя товар ненадлежащего качества, а в случае необходимости – провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации, либо провести экспертизу. Покупатель вправе участвовать при проведении проверки или экспертизы, оспорить заключение экспертизы в судебном порядке либо, при возникновении спора по итогам проведения экспертизы, провести экспертизу самостоятельно за свой счет.

Если покупатель и продавец не урегулировали спор, то он подлежит разрешению в судебном порядке. По делам о защите прав потребителей истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, гражданину П. необходимо сдать ООО «К» товар по акту для проведения проверки качества. Покупатель как до обращения к продавцу, так и после вправе провести экспертизу самостоятельно за свой счет. Гражданин П. может направить ООО «К» претензию, а при неурегулировании разногласий – обратиться в суд.

Можно ли возвратить товар ненадлежащего качества, если его упаковка не сохранилась?

Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской упаковки (п. 3 ст. 20 Закона).

Покупатель при возврате товара обязан доказать факт его приобретения у продавца, к которому он предъявляет требования. Помимо чека для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие приобретение товара у продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на место приобретения товара.

Можно ли взыскать с продавца моральный вред?

Можно, нарушение права потребителя на приобретение товара надлежащего качества является основанием для компенсации морального вреда (ст. 18 Закона).

Компенсация осуществляется в денежной форме. Требование о компенсации морального вреда может быть удовлетворено добровольно либо в судебном порядке. Размер компенсации определяется судом с учетом характера причиненных физических и нравственных страданий, а также принципов разумности и справедливости.

1614 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме