Вы на портале

Юридическая сила государственной регистрации применительно к статусу участника общества

По ряду корпоративных споров, рассмотренных экономическими судами, в судебных постановлениях закреплена позиция об отсутствии юридической силы государственной регистрации изменений и/или дополнений в устав ООО (ОДО) в отношении статуса участника общества.

Министерство юстиции Республики Беларусь занимает иную позицию по этому вопросу: любые изменения и дополнения в уставе, в том числе в отношении участников общества, имеют юридическую силу до тех пор, пока не внесены изменения в ЕГР.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь выражает согласие с позицией Минюста в данном вопросе и указывает на публичность государственной регистрации, в связи с чем участник общества может реализовывать свои права только при условии закрепления этого статуса в ЕГР.

Малиновский Евгений

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Технологии и право»

8256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Минусы декларативности

Если допустить формальный подход к существующему институту государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав, основанный на непризнании судами юридической силы данных регистра, то это приведет к нарушению прав участников и стабильности гражданского оборота применительно к юридическим лицам и создаст основания для злоупотребления правами иными лицами.

Пример
Обстоятельства дела: гражданин Х. (покупатель) в один день приобрел у двух участников М. и С. их доли в ООО по цене стоимости вкладов каждого из них. Х. незамедлительно внес изменения в устав, в соответствии с которым он являлся единственным участником общества, и зарегистрировал их в установленном порядке. Сведения об участнике Х. отражены в ЕГР.

Затем один из «бывших» участников С. оспорил сделку дарения своей 30%-ной доли, заявив, что такую сделку он не заключал, долю не отчуждал. В отсутствие оригинала договора дарения суд отказал в иске об установлении факта ничтожности сделки, но констатировал незаключенность договора отчуждения доли.

Не восстанавливая статус своего участия в обществе применительно к записи в ЕГР, участник С. на основании ст. 98 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) заявил к покупателю Х. и второму участнику общества — М., продавшему свою 70%-ную долю Х., иск о переводе прав и обязанностей покупателя на эту долю.

Важно.
Продажа участником доли с нарушением преимущественного права не влечет недействительности такой сделки.
В данном случае участники или ООО в течение 3 месяцев с момента, когда они узнали либо должны были узнать об этом нарушении, вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя (ч. 7 ст. 98, ч. 8 ст. 99 Закона о хозобществах).

Выводы суда: суд удовлетворил иск, указав, что вследствие констатации судом факта незаключенности договора отчуждения доли в ООО участник С. своего статуса не утратил. Кто именно в соответствии с ЕГР значится как участник, значения не имеет, не требуется дополнительно предъявлять иск об оспаривании государственной регистрации изменений в устав в части принадлежности доли (части доли) Х.

Нормотворчество и его цели

В настоящее время ведется активная работа по подготовке проекта Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Его разработчики придерживаются подхода об обязательности и юридической силе государственной регистрации (далее — госрегистрация).

В соответствии с рекомендациями ФАТФ, которая проводит мониторинг законодательства на предмет противодействия отмыванию денег, Республике Беларусь дан ряд рекомендаций, в том числе по сокращению и совершенствованию процедур внесения изменений в учредительные документы предприятий.

Справочно.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

Так, ФАТФ предлагает сократить действующий обязательный двухмесячный срок внесения изменений в устав в части смены собственников или изменения состава участников до одного месяца.

Можно прийти к выводу, что корректировка этих процедур направлена на обязательность данных ЕГР как фактора, влияющего в том числе на препятствование совершению правонарушений в экономической сфере.

Госрегистрация — юридический акт признания

Изменения и дополнения, вносимые в устав хозяйственного общества, подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации (ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о хозобществах). Данные государственной регистрации включаются в ЕГР, если иное не установлено законодательными актами (ст. 47 ГК).

Справочно.
Момент регистрации, а следовательно, и юридическая сила осуществления такой регистрации установлены в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение).

Зарегистрированными считаются изменения (дополнения), вносимые в устав с даты проставления штампа на таких изменениях (дополнениях) и внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР (п. 23 Положения). Соответственно, в случае, когда госрегистрация завершена штампом и формированием записи в ЕГР, не учитывать данные обстоятельства юридически невозможно.

Минюст по направленному в его адрес запросу четко обозначил свою позицию, что при отсутствии факта признания недействительной госрегистрации изменений в устав, в соответствии с которой единоличным участником общества значился Х., приобретший доли М. и С., участник (С.), не указанный в уставе и ЕГР, не может реализовывать по ст. 97 Закона о хозобществах право по переводу на него прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи.

Справочно.
Осуществление, неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации юридического лица, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке (абз. 3 п. 1 ст. 47 ГК).

Аналогия закона

Состоявшаяся госрегистрация изменений (дополнений) в устав общества является юридическим фактом, который может быть отменен только на основании судебного постановления о признании госрегистрации недействительной.

Рассматривая юридический статус состоявшейся госрегистрации изменений (дополнений) в устав, абсолютно обоснованным видится применение аналогии закона в отношении объектов недвижимого имущества, сделки с которыми также подлежат госрегистрации. Осуществленная госрегистрация может быть признана недействительной только в судебном порядке (ст. 10-1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).

Справочно.
В случаях, когда предусмотренные ст. 1 ГК отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона) (п. 1 ст. 5 ГК).

По сути, госрегистрация в отношении недвижимости или в отношении изменений в устав — это одно и то же: там есть уполномоченные органы, регламентированный порядок ее совершения, есть регистр (реестр), в котором осуществляются все записи («история» создания, внесения изменений и др.), в том числе о действующих участниках общества.

Анализируем пример из судебной практики

В вышеописанном примере «бывший» участник С. не оспаривал государственную регистрацию изменений в устав, где участником значился Х. Согласно вынесенному судебному постановлению его статус участника был признан неутраченным, поскольку никто из участников спора не предоставил суду оригинал договора купли-продажи и он был признан незаключенным.

В силу такого подхода получается, что имеющийся факт госрегистрации изменений в устав, согласно которым участником общества является Х., не имеет правового значения.

Таким образом, «неучастник» по данным ЕГР вправе пользоваться всеми правами участника, включая право требования перевода прав покупателя по сделке.

Справочно.
Требование участника о переводе на него прав и обязанностей покупателя доли удовлетворению не подлежит, если на момент принятия по делу окончательного судебного постановления он утратил статус участника этого ООО (прекратилось право преимущественной покупки доли этого ООО, например, в связи с выходом (исключением) из этого ООО (абз. 5 п. 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 20).

Протест Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Не согласившись с подходом, отраженным в вынесенных по делу судебных постановлениях, Генеральная прокуратура внесла надзорный протест в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.

Основные доводы: госрегистрация, в числе прочего, подтверждает для третьих лиц наличие у участников общества полномочий на распоряжение вытекающими из этого статуса правами, и, как следствие, не восстановив себя в качестве участника в соответствии с данными ЕГР и не оспорив ранее осуществленную госрегистрацию, участник не обладал «в соответствии с ч. 7 ст. 98 Закона о хозобществах правом предъявления в суд иска о переводе прав и обязанностей по договору купли-продажи доли в уставном фонде.

Выводы суда: Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отклонил внесенный протест, оставив судебные постановления без изменений.

Модель поведения при привлечении к субсидиарной ответственности

Способом понуждения общества зарегистрировать изменения в устав является предъявление иска о понуждении к совершению указанных действий.

Справочно.
Коммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (п. 22 Положения).

Ранее при рассмотрении исков о субсидиарной ответственности участников для освобождения от такой ответственности было недостаточным предъявить только заявление о выходе из состава участников. При рассмотрении таких исков суды зачастую отказывали в освобождении от субсидиарной ответственности вышедшему на основании заявления участнику, исходя из того, что факт выхода не отражен в ЕГР.

В отсутствие восстановленного статуса участника по данным госрегистрации и ЕГР право на удовлетворение иска о переводе прав и обязанностей покупателя, на наш взгляд, отсутствует.

А что с остальными корпоративными спорами?

Судебные инстанции заняли позицию об отсутствии юридической силы как госрегистрации изменений в устав об участниках общества, так и данных ЕГР, в то время как Минюст и Генеральная прокуратура придерживаются другой позиции в части толкований положений законодательства о государственной регистрации.

Не думаем, что данная ситуация подпадает под понятие недостаточно урегулированной. В связи с этим акцент на необходимость внесения изменений в законодательство о государственной регистрации, как в ситуации с субсидиарной ответственностью руководителей, учредителей по долгам субъектов хозяйствования, по вопросам корректировки налоговой базы и других случаях, должен быть смещен в другую сторону по целому ряду приведенных выше соображений как юридического, так и иного характера.


Дополнительно по теме:
>>Комель В. Перевод прав и обязанностей покупателя доли в ОДО // Юрист. — 2020. — № 12. — С. 42–45.

8256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме