Вы на портале

Юрисконсульт: 100 лет назад и до наших дней

В первое воскресенье декабря традиционно отмечается День юриста. Празднуют его все, у кого есть диплом юриста: юрисконсульты, нотариусы, адвокаты, судьи и т.д. Профессия широка и многогранна. Редакция журнала «Юрист» решила разобраться, откуда пошли юрисконсульты, и проследить их историю.

Шлапакова Татьяна
Шлапакова Татьяна

Юрист

8483 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

До 1917 года

Предшественник юрисконсульта до 1917 года — это приказчик, который должен был вступать в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего нанимателя. При этом основной его обязанностью являлось исполнение в точности поручения, на него возложенного. 

Справочно.
Впервые юрисконсульты появились в Древнем Риме как знатоки права. Мнения некоторых юрисконсультов при Августе (Римский консул в I веке до н.э.) признаны обязательными для судов. Как отмечал историк права Е.В. Васьковский, «первыми юристами в Риме были патроны. В лице их совмещались две профессии: юрисконсультов и адвокатов». Источник — bit.ly/2Khayfb

Действуя по доверенности, приказчик должен был сообразовывать все свои действия со «сложившимися в торговле порядками», или, говоря современным языком, в строгом соответствии с законодательством. 

По результатам деятельности приказчик должен был представить отчет.

Между сторонами существовал своеобразный договор личного найма, определяющий условия, срок деятельности, вознаграждение приказчика.

По определению словаря Брокгауза и Ефрона, юрисконсульты — это юристы при государственных и общественных учреждениях и частных предприятиях, дающие свои заключения по частноправовым вопросам, возникающим в делопроизводстве этих учреждений, и выступающие на суде в качестве поверенных.

После 1917 года

После 1917 года первое упоминание о юрисконсультах встречается в декрете Совета Народных Комиссаров от 27.06.1918 «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений». Данным декретом все советские работники подразделялись на 4 группы, каждая из которых в свою очередь разбивалась на категории. Юрисконсульты относились ко второй категории первой группы ответственных работников со специальными знаниями.

Приказом Высшего Совета Народного Хозяйства СССР от 26.06.1925 № 955 было утверждено Положение о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР.

Первый нормативный акт, регламентирующий работу правовой службы в государственной промышленности, четко определил функции, права и обязанности юрисконсультов.

В обязанности юрисконсульта входило участие в договорной работе, разъяснение действующих законоположений по запросам руководителей предприятий и их отделов, составление заключений по их же запросам, работа с юридически значимыми документами и пр. Данным Положением устанавливалась зона ответственности юрисконсульта: он был обязан сообщать руководителю предприятия лишь о тех нарушениях закона, которые усматривал в делах, передаваемых на его рассмотрение, отвечал за соответствие сделки законодательству, а не за целесообразность ее заключения и выбор контрагента.

Знаковым правовым актом стало постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее — СНК РСФСР) от 30.03.1927 «О юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и надзоре за их деятельностью». Тем самым статус юрисконсульта госучреждений и предприятий (как состоящих на государственном или местном бюджете, так и переведенных на хозяйственный расчет), а равно акционерных обществ (паевых товариществ) с преимущественным либо исключительным участием государственного капитала и кооперативных организаций определялся на правительственном уровне.

Постановление СНК РСФСР от 30.03.1927 устанавливало порядок назначения, увольнения и перемещения, совмещения должностей юрисконсультов, требования к образованию и стажу работы, круг основных обязанностей, пределы ответственности юрисконсультов.

Надзор за законностью в деятельности юрисконсультов государственных и кооперативных учреждений возлагался на органы прокуратуры, осуществлявшие общий надзор за законностью действий всех органов власти и хозяйственных органов.

Великая Отечественная война

Годы Великой Отечественной войны негативно сказались на значении и численности юридической службы в государственной промышленности. Но и в тот период основными задачами юрисконсультов оставались правильное применение норм административно-хозяйственного права и неукоснительное соблюдение договорной дисциплины.

Среди прочих мер, направленных на улучшение качества и ассортимента продукции, дальнейшее укрепление хозрасчета, Совмин СССР признал необходимым восстановить в хозяйственных органах, заключающих договоры, должности юрисконсультов или, в зависимости от объема работы, договорно-юридические отделы.

Укреплению должностного статуса юрисконсульта способствовало Примерное положение о юридическом (договорно-юридическом) отделе, главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением Совмина РСФСР от 29.03.1963 № 386.

Справочно.
В Великобритании функции юрисконсультов выполняют солиситоры, при этом судебное представительство для них ограничено только некоторыми судами низшей инстанции. Основная судебная нагрузка лежит на барристерах. Это объясняется в основном историческими причинами, консерватизмом английской судебной системы, сложностью ведения судебных дел, а также нежеланием барристеров терять привилегированное положение и связанные с этим материальные выгоды.

Присутствие представителей юридических служб требовалось на заседаниях Совета народного хозяйства, коллегии министерства, ведомства, исполнительного комитета местного Совета депутатов трудящихся, на совещаниях, созываемых руководителем предприятия, учреждения, организации. По возникающим правовым вопросам юрист давал заключения.

В случае обнаружения нарушений законности в деятельности производственных единиц руководитель юридической службы (юрисконсульт) имел право сообщить об этом руководителю, а в тех случаях, когда последний не принимал мер к устранению нарушений, — руководителю вышестоящей организации.

«Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве»

Вехой в истории становления юридической службы стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.12.1970 № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».

Документом предусматривался комплекс мер по совершенствованию системы и организации работы юридической службы, по государственному и методическому руководству правовой работой в народном хозяйстве.

Возросшие требования к правовой работе в народном хозяйстве обусловили необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего статус, основные задачи и функции юридической службы.

Постановлением Совета Министров СССР от 22.06.1972 № 467 было утверждено Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения.

На основе Общего положения республиканские министерства и ведомства утверждали Положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, организации, учреждения системы данного министерства с учетом особенностей работы в соответствующей отрасли.

Семидесятые годы прошлого столетия в связи с проводимой руководством страны политикой, направленной на обеспечение правопорядка, характеризуются повышением значения юридической службы.

К формам деятельности правовых подразделений (юрисконсультов) относились контроль над соблюдением социалистической законности и выявление причин правонарушений в работе предприятия; разработка организационно-правовых мероприятий по устранению недостатков, повышению экономической эффективности производства; оказание юридической помощи в управлении предприятием и пр.

Справочно.
В США существует особенность получения юридического образования — чтобы поступить в юридическую школу, у абитуриента уже должен быть диплом по другой специальности. Обучение на юриста начинается только спустя 4 года после окончания университета или колледжа.

В соответствии с Общим положением за непринятие мер к устранению нарушений законности юристы несли ответственность наряду с руководителем предприятия (организации, учреждения).

Наше время

24.12.1998 приказом Министерства юстиции Республики Беларусь № 371 было утверждено Типовое положение о юридической службе организации (объединения) Республики Беларусь, которое действовало до 2008 г.

К сожалению, в отличие от адвокатов, нотариусов, судей, прокуроров, следователей юрисконсульты не создали своего профессионального сообщества, которое расширяло бы круг общения и помогало выбрать оптимальный вариант урегулирования возникающих вопросов.

Опыт практического применения обновленных кодексов и новых законов каждому юрисконсульту пришлось нарабатывать, как говорится, с нуля.

Следствием изменения условий хозяйствования стала и двойственность положения юрисконсульта в организации.

Работая в предпринимательской структуре, которая осуществляет деятельность на свой риск, юрисконсульт прежде всего обязан имеющимися в его распоряжении правовыми средствами обеспечивать систематическое получение прибыли.

Но как профессионал, в силу не только своего образования, но нередко и убеждения, юрисконсульт должен правовыми способами обеспечивать соблюдение законности в деятельности компании. При такой ситуации ключевой задачей юриста становится поиск баланса интересов.


Дополнительно по теме:
>>Сысуев Т., Козик А. Как, кого и для кого готовят на юрфаках? (аудио)
>>Лобатый А. О жизни, карьере и работе юриста (аудио)

8483 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме