Вы на портале

Юрист-транспортник: кто он?

В последнее воскресенье октября в стране отмечается профессиональный праздник — День автомобилиста. Редакция журнала «Юрист. Транспорт» поговорила с теми, кто 24/7 в «зоне доступа»; кому звонят, когда «шеф, все пропало» и когда просто скучно стоять в «колейке», и просят рассказать анекдот. Нет, это не водители и не менеджеры, как могло показаться сразу, это — юристы. Встречайте: Надежда Лещинская, начальник юридического отдела группы компаний TELS и Алексей Прикота, начальник юридического департамента ООО «АФ Транс Бел»

Лещинская Надежда
Лещинская Надежда

Заместитель директора по правовым вопросам ООО «ТЕЛС КАРГО БиУай»

Прикота Алексей
Прикота Алексей

Начальник юридического департамента ООО «АФ Транс Бел»

4070 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Наталья Крылович, редактор журнала «Юрист. Транспорт» (ред.): 

— Уважаемые коллеги! Рада встретиться с вами. Наш разговор проходит в преддверии профессионального праздника — Дня автомобилиста, который по праву отмечают не только водители, но и юристы транспортных и экспедиционных компаний. И первый вопрос: почему вы выбрали профессию юриста, как долго вы в ней и почему именно транспорт?

Надежда Лещинская (Н.Л.): 

— Свой старт в этой области я начала в 2003 году. В отрасль меня привел отец (награжден нагрудным знаком «Почетный транспортник» Минтранспорта). Про отрасль: либо ты «прикипаешь», либо «ненавидишь». Я — «прикипела» (улыбается).

Алексей Прикота (А.П.):

— Мой старт в отрасли начался в 2010 году, я уже 10 лет работаю в этой сфере. С 8-го класса точно знал, что буду юристом.

Отец работал в транспортной милиции, может, это и предопределило мой выбор. Про отрасль: это крайности — либо ты «кайфуешь», либо «перегорел». Я нахожусь на этапе «мне это все по кайфу». 

Ред.: 

— Как проходит обычный рабочий день юриста? 

А.П.:

— В условиях пандемии мы освоили новые программы, но в целом работа не изменилась: летучка, планы, задачи, закрытие «косяков». Когда есть в подчинении сотрудники, то несешь ответственность за их занятость. Отличий от обычных юристов у транспортников нет — запланируешь одно, а в итоге делаешь меньше, чем по плану. 

Н.Л.:

— Планирую работу с вечера на следующий день крупными «мазками», встречи, «косяки» тоже планирую. Правда, уже с утра все может измениться в плане на день. Механики могут удивить и впечатлить. Чтобы все в плане сработало, необходимо «ухитриться».

Ред.: 

— Кто для вас является примером в отрасли?

А.П.: 

— Достойных много, хочется общаться и делиться с теми, у кого «глаз горит». Для меня, например, Игорь Леонидович Ковалев — человек, который начал мою карьеру юриста в транспорте. Он развенчал миф о том, что нас в университете всему научат, и рассказал, как на практике. Передаю полученный от него опыт и своим сотрудникам. Дмитрий Николаевич Северин — бывший судья, специализирующийся в области транспорта. 

Н.Л.:

— Достойных много, но не всегда эти люди себя рекламируют и позиционируют как эксперты в отрасли. Общаюсь с руководителями юридических подразделений ведущих игроков белорусского транспортно-экспедиционного рынка. 

Ред.: 

— Важно ли юристу, работающему в транспортной сфере, знать устройство транспортного средства?

Н.Л.:

— Моя жизнь — это седельные тягачи и полуприцепы. Даже мои дети знают, почему полуприцеп именно «полу_прицеп», а не просто «прицеп», почему тягач называется «седельным», сколько осей у полуприцепа. Нюансы работы впитываются с опытом в отрасли. Чтобы общаться с водителями на одном языке, необходимо знать и их сленг. 

Водителю можно долго объяснять, что такое «Разрешение на проезд по территории иностранных государств», но если ты скажешь «Дазвол», вы сразу найдете общий язык.

Есть и сленг юридическо-транспортный: не «счет», а «Invoice», КДПГ, СМГС, ДОПОГ, ЕСТР.

На фуре не удалось прокатиться, но я исследовала кабину тягача при эксперименте, в ходе которого необходимо было определить техническую возможность спрятать 5 блоков сигарет под панелью.

А.П.:

— Разбираться в устройстве автотранспортного средства юрист обязан, чтобы общаться на одном языке в своей сфере не только с водительским составом, но и с государственными органами. 

Как мужчине, мне более интересны «машинки». Знаю устройство тягача и полуприцепа, изотермы, на фуре покатал водитель по территории стоянки предприятия. Когда едешь по трассе, невольно обращаешь внимание на то, какое автотранспортное средство движется, какой оно фирмы, с каким полуприцепом, под TIR или нет. Это издержки профессии.

Ред.: 

— Что вы никогда бы не согласовали в договоре?

Н.Л.:

— Шаблоны договоров типизированы. Они обновляются путем изучения шаблона «соседа». Есть набор положений в договоре, которые нельзя пропустить: предмет, обязанности, простои, цена, ответственность. Не люблю оставлять законодателю то, что можно отрегулировать в договоре самому.

Не согласовала бы 3 группы условий:

— несоразмерная ответственность сторон;

— если заказчик хочет получить оригинал счета через 3 дня после выгрузки в Турции;

— требование о предоставлении персональных данных водителей или их телефонов заказчику (например, телефон водителя для указания от заказчика, куда ехать, и контроля места нахождения).

Самое обидное, когда год согласовываешь договор, осуществляется одна перевозка и на этом сотрудничество заканчивается.

А.П.:

— В дополнение к сказанному добавлю. Начинается все с переговоров, договориться можно обо всем. Вопрос системы сдержек и противовесов. Что мы можем принять с одним заказчиком, с другим — невозможно. Не согласовал бы условия:

— лимиты ответственности не по законодательству;

— привязку штрафов к стоимости груза, а не к фрахту. 

С IKEA согласовывали договор год, в итоге согласовали и поехали.

Ред.:

— Как вы оцениваете судебную практику по транспорту в Беларуси и России на данный момент?

А.П.:

— Все, что попадает в суды, — это то, о чем не договорились, или принципиальная позиция сторон. 

Перед походом в суд анализируешь статистику дел, которые рассматривал судья по твоей специфике. Иногда бывает, что судья по налоговым делам рассматривает дела в транспорте. 

В Беларуси отсутствует электронная система типа «Арбитр» (https://kad.arbitr.ru/), что очень затрудняет жизнь белорусского юриста.

Справочно. Картотека арбитражных дел «Арбитр» — база данных, которая содержит в себе информацию обо всех делах, которые рассмотрены или рассматриваются сейчас арбитражными судами Российской Федерации. 

Н.Л.:

— Да, нужно знать судью, рассматривающего спор, как в РФ, так и в Беларуси вне зависимости от суда для того, чтобы подготовиться к заседанию.

На заре карьеры приходилось даже распечатывать КДПГ и приносить для ознакомления судье. Сейчас стало проще. 

Поддерживаю, что внедрение такого типа системы поспособствует развитию судоустройства и станет незаменимым информационным источником, планером, «напоминалкой» для юриста. Суды не должны работать в отрыве от юриста, мы должны работать вместе.

Приведем кейс из практики.

Общий суд с региональной таможней. Иностранный гражданин заказал перевозку личных вещей. Груз к перевозке предъявлен в ящиках. На границе авто попало на «рентген». После чего оказалось, что в ящиках «элитный алкоголь». Ни один из них не задекларирован. Был составлен административный протокол в отношении перевозчика и произведен арест «элитного алкоголя». Список изъятого «товара» составлял 3 листа А4. Заказчик настаивал на подаче иска в суд, перевозчик обратился в суд с иском к региональной таможне. 

Судья смутно был знаком со сферой грузоперевозок. Перевозчик не выступал декларантом в данном случае и, тем не менее, был наказан. Решение суда не обжаловалось перевозчиком. Но суть в том, что груз был конфискован и через некоторое время таможня прислала акт об уничтожении груза с фотографиями, как выливается в землю «элитный алкоголь». Вопрос остается открытым, почему такой груз не передали в конфискат, а приняли решение об уничтожении. На вопрос, почему было принято такое решение, последовал ответ: «Там был осадок, и побоялись, что люди отравятся».

Ред.: 

— Как вы повышаете свой профессионализм?

Н.Л.:

— Использую все доступное и бесплатное (улыбается). Трудно найти семинар с нужной тебе информацией, если твой стаж работы в отрасли уже 17 лет. Иногда ловишь себя на мысли, что вместо спикера мог бы сам выступить. Может, пора начать делиться опытом с транспортными юристами?! Создавать комьюнити отрасли и объединять юристов.

А.П.:

— Стараюсь посещать семинары, если 30 % из того, что предлагают, мне интересно, есть темы транспорта. К сожалению, нет семинаров, которые были бы полностью посвящены нашей отрасли.

Ред.:

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать юрист в области транспорта?

А.П., Н.Л.:

— «Глаз горит», «пожар тушится», «форс-мажор» разрешается, ощущение «кайфа» от причастности к профессии и к отрасли — именно таким и должен быть юрист в сфере транспорта.

Ред.:

— Спасибо за интересное общение и с праздником!

4070 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме