Вы на портале

Юрист в экономике — ключевое звено «антикризисной цепи»

2915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Юрий Алексеевич, Ваше второе образование экономиста стало предпосылкой работы в Минэкономики или, наоборот, переход на работу в Минэкономики потребовал дополнительного экономического образования?

— Работа в комитете экономики облисполкома в отделе инвестиций определила важность получения дополнительного образования. Конечно, выбор пал на экономическую сферу. Анализ инвестиционных предложений, эффективность инвестиций, финансово-хозяйственная деятельность предприятий — это те направления, которые требовали новых знаний. Накопленный опыт в дальнейшем послужил основанием для перехода в Министерство экономики.

Сегодня, работая в Департаменте по санации и банкротству, выстраивая работу с государственными органами, организациями в сфере урегулирования неплатежеспособности, также необходимо четко понимать процессы, направленные на предупреждение несостоятельности или банкротства, финансовую поддержку предприятий и их досудебное оздоровление. 

Образование и самообразование всегда должны быть у специалиста любого уровня в приоритете.

— Кем Вы ощущаете себя в большей степени — юристом или экономистом? Какая из специальностей оказалась для Вас более необходимой как для директора Департамента по санации и банкротству?

— Интересный и сложный вопрос. Обратимся к Закону Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон об урегулировании неплатежеспособности). В его основе лежат нормы, регулирующие экономические, правовые, имущественные, а также организационные отношения. Работа в сфере неплатежеспособности затрагивает широкий спектр вопросов. 

На стадии подготовки нормативной базы, ее применения важной составляющей является юридическое образование. Однако для понимания динамики хозяйственных процессов, рисков наступления банкротства, развития предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе, безусловно, нужны экономические знания. Работая в этом направлении, исключить одно из звеньев, правовое или экономическое, невозможно. Такой механизм не сможет работать эффективно.

Для меня право является тем звеном, которое создает и охраняет экономические отношения.

— Расскажите, пожалуйста, о Департаменте по санации и банкротству. Каковы его функции и задачи, численность, как подбираются кадры, как построены взаи­моотношения Департамента с другими структурами Минэкономики?

— Департамент входит в структуру Министерства экономики. Кроме Департамента вопросами санации и банкротства занимаются территориальные подразделения по областям и г. Минску, а также РУП «Информационный центр Министерства экономики Республики Беларусь» — оператор по обеспечению технического и организационного функционирования Единого государственного реестра сведений о банкротстве. 

Направления работы Департамента и его функции определены Законом об урегулировании неплатежеспособности, более подробно они раскрыты в Положении о Департаменте. Если обобщить все направления работы, то их условно можно разделить на два направления — экономическое и правовое. 

Знания в области экономики и права являются основой при подборе кадров. Главное внимание уделяется соответствию профессио­нально-квалификационным требованиям: образование, опыт и стаж работы, умение анализировать и принимать решения. Считаю, что в Департаменте работают кадры высокого уровня.

В 2021 году Департамент отметил 20 лет со дня создания. Этот период был интересным и непростым. Формировались современные подходы регулирования всего института неплатежеспособности. Можно сказать, что Департамент не только выстроил хорошее взаимодействие со структурными подразделениями Минэкономики, но и обеспечил четкую и организованную работу между исполкомами, экономическими судами, управляющими, кредиторами.

— Пользуясь случаем, не могу не задать вопрос об уже упоминавшемся Вами Законе об урегулировании неплатежеспособности, который вступил в силу с 01.10.2023. На какие ключевые моменты необходимо обратить внимание нашим юристам, занимающимся вопросами банкротства?

— Новый закон — это 230 статей, в которых, по сути, разработана программа действий по оздоровлению терпящего бедствие предприятия либо реализации активов новому эффективному собственнику с использованием максимума правовых инструментов для предотвращения кризиса или «нового старта» бизнеса. 

Законом предусмотрены соответствующие процедуры, позволяющие проверить достоверность оснований обращения в суд, выявить и созвать собрание кредиторов, определить целесообразность введения санации или ликвидации, обеспечить консолидацию, сохранность и реализацию имущества. Также определяется правовой статус кредиторов и управляющих, порядок организации их совместной деятельности.

По сути, документ можно считать кодексом в соответствующей сфере (во многих странах как раз и действует именно Кодекс по банкротству).

Считаю возможным обратить внимание на такие ключевые нормы документа, как роль и место государственных органов в предупреждении банкротства и оздоровлении предприятий, основания обращения в суд с заявлением должника и кредитора, измененные сроки процедур и юридически значимых действий, перевод оборота имущества в электронную форму и условия деятельности антикризисных управляющих.

— Все понимают, что принятию Закона об урегулировании неплатежеспособности предшествовала долгая и непростая работа прежде всего Вашего Департамента по формированию редакции проекта. Какие из предложений Департамента были приняты, а какие не вошли в Закон? 

— Можно сказать, что почти все предложения Департамента были приняты. Это касается оснований инициирования обращения в суд о своей несостоятельности, повышения требований к деятельности юридических лиц — управляющих, сокращения сроков всех процедур, перевода оборота имущества на электронные торги с понижением цены, перевода публикаций в электронный вид и многого другого.

К сожалению, не удалось ввести саморегулирование деятельности управляющих в виде обязательного членства в Палате управляющих. 

При создании Палаты управляющих планировалось реализовать диспозитивные нормы, содержавшиеся в проекте закона «О саморегулируемых организациях» (обязательное членство, одна СРО, обязательные для соблюдения правила и общественный контроль за соблюдением, третейский суд при Палате, компенсационный фонд, механизмы исключения и наказания членов Палаты и др.).

Однако после отзыва закона по вопросам саморегулирования из Парламента наш проект закона в части саморегулирования «потерял» свою основу. Пришлось исключить из него главу о саморегулировании.

— Часто наши читатели задают вопросы, связанные с так называемой недобросовестной ликвидацией. Например, когда должник начинает процедуру ликвидации, в связи с чем прекращается исполнительное производство, а затем прекращает ее. Это повторяется неоднократно, и в итоге у кредиторов возникают проблемы со взысканием задолженности. Как бы Вы могли прокомментировать такую ситуацию? Может быть, Департамент готовит какие-то предложения для решения этой проблемы? 

— Данный вопрос не входит в сферу компетенции Департамента, но полагаю возможным высказать свое мнение.

Действительно, некоторые должники, как только у них обнаруживают ликвидное имущество, принимают решение о ликвидации с назначением подконтрольного ликвидатора, чтобы не возвращать долги. Ликвидация является основанием для возврата исполнительного документа по законодательству об исполнительном производстве. 

Считаю, что кредиторам целесообразно более активно защищать свои права в исковом производстве, инициируя принятие обес­печительной меры в виде ареста имущества должника. 

В этом случае на основании законодательства об исполнительном производстве судебному исполнителю необходимо завершить процедуру реализации арестованного имущества даже в случае принятия решения о ликвидации. Перечисление вырученных средств производится не ликвидатору, а взыскателю, что обессмысливает «прикрытие» такой ликвидацией нежелания расставаться с активами в ходе принудительного исполнения.

Кроме того, проектом закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» предусмотрено, что запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале процедуры ликвидации не вносится при наличии у регистрирующего органа судебного постановления, постановления судебного исполнителя, устанавливающих запрет на принятие решения о ликвидации. Своевременное инициирование кредиторами принятия такого постановления призвано стать эффективным механизмом противодействия недобросовестному поведению должников.

Также на основании ст. 220 Закона об урегулировании неплатежеспособности кредитор вправе инициировать банкротство ликвидируемого должника, если в течение 5 месяцев после открытия ликвидации не выплачена половина долга. Вновь назначенный управляющий проверит, чем занимались в ликвидации и до нее. Этим инструментом тоже можно и нужно пользоваться.

— Департамент курирует деятельность антикризисных управляющих в Беларуси. Читателям будет интересно узнать Ваше мнение об этом институте. 

— Вначале следует сказать несколько слов о роли и месте управляющих. От них, осуществляющих деятельность «на острие» экономических и социальных конфликтов предприятий, зависит эффективность и отношение общества к институту урегулирования неплатежеспособности.

Задача управляющего — разобраться в причинах бедственного положения предприятия, непростых отношениях между администрацией и работниками, осложненных, как правило, задержками выплаты зарплаты.

Ненормальная ситуация, когда эти проблемы, накапливающиеся годами, почему-то связывают с приходом управляющего. На многих предприятиях нужно начинать буквально с нуля, «расхлебывать» ошибки, а то и преступления руководства.

Наши управляющие и их команды выступают лидерами антикризисного проекта, обес­печивают его обоснование, создают на производстве дух новаторства, энтузиазма и ответственности, изменяют отношение к труду, находят инвесторов. 

В республике сформировался «золотой фонд» управляющих, имеется тиражируемый опыт оздоровительных мероприятий, примененных к несостоятельным предприятиям для предоставления шанса взять «новый старт». 

Сегодня управляющие готовы активно подключаться к оздоровлению бизнеса. Они в полной мере обладают должными компетенциями, мы их называем «антикризисным спецназом» в экономическом смысле.

— Работа руководителем такого серьезного подразделения наверняка требует больших трудовременных и нервных затрат. Как Вы с этим справляетесь?  

— Этот вопрос очень важен. Необходимо уметь периодически отвлекаться от работы. Здесь, конечно, очень многое зависит от того, чем ты живешь вне работы, каковы твои увлечения, хобби. Для меня это спорт, кино, книги. 

— Каково Ваше отношение к спорту как к источнику пополнения физических и нервных ресурсов? 

— Спорт всегда был и остается источником хорошего настроения. Я с детства занимался плаванием. Участвовал в школьных, университетских стартах, а сейчас регулярно принимаю участие в соревнованиях среди государственных служащих. 

Особо запомнилось участие в 2021 году команды Минэкономики в соревнованиях по триатлону. На плавательном этапе мне предстояло преодолеть на открытой воде 500 метров. В одном заплыве одновременно участвовало более 50 человек. Наша команда заняла итоговое третье место. Это те впечатления, которые остаются навсегда.

— Кино и книги для Вас — это способ отдохнуть или «внешкольная работа»?

— Профессиональный рост невозможен без изучения современной передовой научной мысли. Сегодня одним из источников изучения проблем банкротства являются средства массовой информации Российской Федерации. На их страницах ведется активная полемика по широкому кругу вопросов. 

Среди белорусских СМИ, в которых рассматриваются актуальные вопросы банкротства, можно отметить печатные издания Верховного Суда Республики Беларусь, другие правовые издания Беларуси, в том числе журнал «Юрист».

Что касается художественной литературы, то это исключительно отдых, возможность погрузиться в иной мир, прожить с героями часть их жизни. Сейчас очень много интересных авторов, разных жанров. Советую почитать и оценить разнообразный и увлекательный стиль Бет О’Лири, Донны Тартт, Фредерика Бакмана. При этом не стоит забывать и про классику — Стефан Цвейг, Теодор Драйзер. У каждого произведения свой герой и своя история. 

— Конечно же, не могу обойти вниманием и Ваше отношение к журналу «Юрист». Что можете сказать о его практичности и актуальности? Что нам стоит изменить или дополнить, какие темы хотелось бы видеть в журнале чаще?

— Ваш журнал, несомненно, является своевременным и полезным. Сейчас многие страны пересматривают законы в сторону поиска нового баланса между кредиторами и должниками в целях нормативного закрепления наиболее эффективного и правильного подхода к урегулированию неплатежеспособности. В условиях текущих глобальных изменений актуальными и ценными становятся возможности журнала для прямого и открытого диалога по ключевым вопросам развития конкурсного права. Это очень хорошо, что на своей авторитетной площадке ваш журнал объединяет ведущих правовых теоретиков и практиков, в том числе по вопросам антикризисного регулирования.

Мы ожидаем от журнала продвижения идей модернизации права в сфере урегулирования неплатежеспособности в условиях происходящих сегодня масштабных изменений.

Образно говоря, «побеги» законодательства о несостоятельности и банкротстве иногда с трудом пробиваются сквозь «пласты» гражданского и корпоративного, хозяйственного и уголовного процессуального, бюджетного и налогового, семейного законодательства, а также менталитета профессионального и судейского сообщества.

Проводимые журналом мероприятия позволяют улучшить взаимодействие регулятора и правоприменителей, «расчистить» дорогу конкурсному праву, выработать единые подходы к решению сложнейших вопросов урегулирования неплатежеспособности, учесть лучший опыт для защиты прав и интересов всех субъектов отношений в этой сфере.

Выражаю надежду, что журнал и впредь будет служить развитию такой подотрасли законодательства, как конкурсное право.

— От имени всех читателей хочу поблагодарить Вас за интересное и содержательное интервью. Разрешите со своей стороны пожелать Вам и Вашему коллективу дальнейших успехов в работе и жизненного позитива. Надеемся еще не раз встретиться с Вами и Вашими коллегами на страницах нашего журнала!

Беседу вел Роман КАШИН, 
зам. главного редактора журнала «Юрист»


2915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме