Вы на портале

Юрист в сфере международных перевозок — работа не для всех

4046 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Надежда, полагаю, Вы работаете в компании TELS CARGO уже достаточное время, для того чтобы оценить, насколько правильным было Ваше решение связать свою профессиональную деятельность с автомобильными перевозками. 

— Меня в эту отрасль привел отец. Когда я заканчивала обучение в юридическом колледже, он работал в транспортной компании и порекомендовал меня на вакансию юриста. Пытаясь доказать коллегам, что меня взяли не только «по блату», я активно включилась в работу, а высшее юридическое образование получала уже в заочной форме обучения. 

Вот уже 20 лет я остаюсь верна автомобильным перевозкам и могу с уверенностью сказать, что это было правильным решением. Международные перевозки — это динамичная и разнообразная деятельность, в которой постоянно присутствуют нестандартные ситуации. Что требует от юриста знания основ законодательства стран следования транспортных средств, широкого кругозора, знания языков, а иногда — просто логического и аналитического мышления. 

Очевидно, что такая профессиональная дея­тельность подходит не всем, но лично меня она привлекает. Каждое утро, приходя на работу, я пытаюсь угадать, с какими вызовами и задачами придется столкнуться сегодня, сможет ли наша команда юристов управлять ситуацией или придется быть «догоняющими». 

В процессе работы часто выясняется, что выработанные ранее алгоритмы и шаблоны решений уже не действуют, и нам приходится вырабатывать новую тактику. Такая динамика иногда утомляет, но в то же время не дает скучать и стимулирует к развитию.


— У большинства читателей, как и у меня, наверняка возникнет ассоциация — раз транспортная компания, значит, юристы специализируются исключительно в правовом регулировании автомобильных перевозок. Так ли это?

— Перевозка в современном мире — это не просто «доставка груза из точки А в точку Б». Сегодня это комплекс взаимосвязанных услуг — от оформления документов на отгрузку до планирования оптимальных маршрутов / способов перевозки, работы в государственных и клиентских IT-системах и т.п. 

Конечно, основная нормативная база транспортного юриста — нормы, регулирующие перевозки. В то же время в «портфолио» нашей команды входит и страхование, и корпоративное право, и право интеллектуальной собственности, банковское, трудовое, административное, уголовное право и др. 


— С какими странами в настоящее время работает Ваша компания? Как Вы решаете вопрос по работе с законодательством других стран — привлекаете внешних специа­листов или обходитесь своими силами?

— Сейчас мы работаем в Беларуси, России, Казахстане, Польше, Чехии. Обычно мы используем комбинированный подход: при открытии офисов в новых странах пользуемся услугами местных консультантов и действуем во взаимосвязи с ними. При возникновении сложных вопросов прибегаем к услугам юридических компаний соответствующей страны. В зарубежных офисах есть свои юристы, которые обеспечивают юридическое сопровождение работы офиса. 


— Юридическая служба Вашей компании — «рабочая лошадка» или полноценный участник бизнес-процессов с правом собственного мнения?

— Юридическая служба не является подразделением, приносящим компании доход, и этим определяется ее роль в структуре компании и ее бизнес-процессах. Возможно, для кого-то это прозвучит обидно, но юридическая служба — это сервисное подразделение, обслуживающее интересы коммерческих («зарабатывающих») отделов и служб. Разумно, что внутренние процессы юридической службы и сквозные процессы в компании выстраиваются с приоритетом коммерческой составляющей. В то же время основная функция юридической службы — обеспечение юридической безопасности компании — не может быть проигнорирована. 

Несмотря на то, что цели юридической и коммерческой службы не всегда совпадают, мы с коллегами при выстраивании новых или проработке действующих процессов стараемся найти баланс и действовать не только в интересах своего подразделения, но и в интересах компании в целом. На мой взгляд, с этой задачей мы, как правило, справляемся.


— Все больше и больше женщин становятся руководителями, в том числе — юридических служб. По Вашему мнению, это нормальное явление или все же руководителем должен быть мужчина?

— И себя, и своих коллег я оцениваю по уровню и объему профессиональных знаний, менеджерских умений, эмоциональному интеллекту, активности жизненной позиции, чувству юмора, в конце концов. Ни пол, ни возраст, ни иные физиологические нюансы на эту оценку не влияют.

Конечно, женщины, как правило, более эмоциональны и более чувствительны (что, кстати, может быть и положительным качеством, и отрицательным). Мужчины чаще всего более рациональны и спокойны. Но мне кажется, что умный человек, вне зависимости от его пола, способен контролировать себя и управлять людьми, быть хорошим руководителем. 


— Расскажите, пожалуйста, о Вашем коллективе. Как он создавался, как Вы налаживали взаимодействие между сотрудниками и формировали микроклимат? С какими трудностями столкнулись?

— В настоящее время в разных офисах TELS CARGO работает 9 сотрудников юридической службы. Мы все лично знакомы друг с другом и находимся в постоянной взаимосвязи — как в рамках переписки по рабочим вопросам, так и в неформальной переписке в общих чатах в различных мессенджерах. Иногда мы собираемся в том или ином городе, чтобы немного пообщаться в неформальной обстановке. Например, в преддверии Нового года — 2023 мы неплохо провели время в Минске. Сейчас планируем, как и где провести День юриста.

Конечно, юридическая служба TELS CARGO не возникла в одночасье. В нашей истории были и сложности. В какой-то момент из-за внешних факторов мне пришлось расформировать работавший в Минске юридический отдел почти полностью. Потом нужно было формировать его заново, но уже с локацией в различных странах, поскольку этого требовала стратегия компании. Отмечу, что с коллегами, с которыми тогда пришлось расстаться, мы и сейчас находимся в хороших отношениях. Я всегда вспоминаю их с теплотой и признательностью. 

В целом же количество юристов в TELS CARGO увеличивалось постепенно, одновременно с ростом компании и расширением географии ее деятельности. До какого-то момента я сама не осознавала, что нас уже достаточно много. Поняла это недавно, прямо на собеседовании, когда кандидат на позицию десятого по счету юриста спросил, сколько у него будет коллег.


— Какими критериями Вы пользуетесь при подборе нового сотрудника?

— При формировании заявки на подбор нового кандидата я заранее планирую его будущий функционал. В частности — процентное соотношение времени, которое сотрудник будет тратить на выполнение типовых задач для этой должности. Например: договоры — 50 %, претензионно-исковая работа — 30 %, дебиторка — 10 %, административные дела — 10 %. И уже потом, исходя из преобладающих задач, формирую перечень навыков, знаний и требуемых личных качеств кандидата. Для меня важно, чтобы человек гармонично встраивался в должность, поэтому для функционала, в котором преобладает, как в приведенном примере, договорная работа, я буду стараться не рассматривать холерика — проактивного, изобретательного, непоседливого и общительного. Но если в функционале должности преобладает, например, претензионно-исковая работа, то такой кандидат, скорее всего, будет уместен.


— Как легко адаптируются новые сотрудники в Вашем коллективе?

— Процесс адаптации юриста-новичка у нас, как и везде, включает в себя не только знакомство с компанией и ее процессами, но и адаптацию среди коллег. Из-за того, что юристы TELS CARGO достаточно дружны между собой, я обязательно при подборе учитываю особенности характера кандидата и пытаюсь спланировать его безболезненную адаптацию внутри службы. Назначаю близкого ему по духу наставника, в позитивном ключе рассказываю коллегам о новичке, объясняю, какой у него будет функционал, чтобы сразу исключить недопонимание при распределении обязанностей. 

Нового сотрудника юристы обычно ждут с нетерпением и начинают включать его в формальную и неформальную коммуникацию буквально с первых дней уже без моего непосредственного участия в этом процессе. 


— Мы знаем, что в компании TELS CARGO руководство также имеет юридическое образование. Это усложняет или упрощает работу службы?

— Наш операционный директор — юрист не только по образованию, она имеет большой опыт юридической работы и руководства юридическим подразделением. Это, на мой взгляд, облегчает нам взаимопонимание при взаимодействии. Такому человеку не нужно долго объяснять риски и последствия, можно сразу предметно и максимально конкретно разговаривать о той или иной проблеме. Директора трех наших офисов в разных странах — тоже юристы с тем или иным опытом в данной сфере. Что, несомненно, помогает эффективно и качественно коммуницировать по юридическим вопросам.

Вообще же, глядя на коллег, которые имеют опыт работы юристом, можно констатировать, что даже после их переквалификации аналитическое мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи, навыки работы с документами и другие «юридические» умения никуда не исчезают.


— Наверняка нашим коллегам-читателям будет интересно узнать, какие уникальные методы и инструменты Вы используете при организации работы Вашей службы. Чем можете поделиться с коллегами, что посоветовать? 

— Должна сказать, что никаких уникальных методик не существует, как нет и единой для всех схемы организации эффективной юридической службы. Это регулярный труд менеджера-управленца, его харизма, воля и упорство в достижении целей, умение отстоять перед руководством и смежными подразделениями интересы своей службы, а также умение искать и находить компромиссы. 

Если говорить о том, что могу посоветовать лично я, то, скорее всего, это будет рекомендация поддерживать коммуникацию с сотрудниками: внимательно смотреть и видеть, слушать и слышать, выявлять истинные причины неудовлетворительного поведения сотрудников, искать вместе с ними пути их профессионального развития и поддерживать на таком пути. Ваше внимание к потребностям подчиненных будет формировать хороший микроклимат внутри подразделения и способствовать высокому уровню вовлеченности сотрудников. 

— Юрист должен работать только на рабочем месте или Ваши сотрудники вместе со своим руководителем трудятся в режиме 24/7? Работа в нерабочее время для Вас — это исключение из правил или нормальное явление?

— У нашей компании непрерывный характер деятельности, и, конечно, это сказывается на режиме работы сотрудников. Иногда случаются неожиданные происшествия, которые могут потребовать неких активных действий от юриста в выходные, праздничные дни или просто во внеурочное время. Для этого у нас есть возможность работать удаленно. Однако в целом работу юриста нашей компании можно встроить в стандартные, хоть и активно загруженные, 8 рабочих часов.

Лично для меня работа в неурочное время — это обычное явление. Надеюсь, что причина не в отсутствии у меня навыков планирования, а в характере моей работы. 

Моя функция заключается в том числе в методическом обеспечении работы служб, аналитике, разработке ЛНА, выработке рекомендаций и инструкций. Учитывая активный рабочий день, наполненный звонками и разнообразными срочными задачами, сконцентрироваться на выполнении указанных обязанностей достаточно сложно, поэтому я выношу их «за рамки» рабочего времени и спокойно разбираюсь с ними в тишине. При этом я не настаиваю, чтобы подчиненные работали в моем режиме.


— Как, по Вашему мнению, следует организовать рабочий процесс, чтобы, несмотря на объем работы, члены семьи и близкие не страдали от отсутствия внимания? 

— Самая простая и самая действенная рекомендация, на мой взгляд, — это четко разделять рабочие и нерабочие часы. Должен быть график работы и график отдыха. И в идеале оба графика должны совпадать с такими же графиками ваших близких. 

Общие увлечения и интересы тоже будут давать вам возможность подарить близким достаточно внимания, даже если у вас не так много времени на общение. 

Работа во внеурочное время не обязательно «крадет» время у моей личной жизни. Больше всего я эффективна рано утром. Бывает так, что, пока моя семья спит, я активно работаю, читаю, изучаю документы.


— Кто-то отдыхает на природе, кто-то — в торговых центрах на шопинге, кто-то — в спортзалах. А как отдыхаете Вы и какое место для релакса считаете оптимальным?

— Мне для качественного отдыха необходимо несколько составляющих: тишина, молчание, свежий воздух, природа. В любом сочетании для меня это работает волшебным образом. Если есть еще интересная книга — это идеально. Также мы с мужем очень любим путешествовать, подписчики моих соцсетей часто наблюдают интересные места, в которых мы бываем.


— Чтение журнала «Юрист» для Вас — это отдых или работа? Насколько часто Вы и Ваши коллеги используете наши материалы в практической деятельности?

— Чтение для меня — это всегда отдых. И чтение профессиональной литературы в том числе. В первую очередь в журнале я выбираю материалы, которые интересуют меня в рамках профессиональной деятельности, — перевозки, валютное законодательство, таможенное законодательство и т.д. Ищу информацию, которая может мне пригодиться в решении рабочих задач. Потом — интервью, анонсы, новости. Особое место занимают статьи о смежных отраслях права. Ни одна отрасль не «живет» сама по себе. Например, изменения в правовом регулировании торговли могут сильно повлиять на транспортную сферу. 

Нужные и важные материалы отмечаю стикерами. Если темы применимы для коллег — сканирую бумажную версию (либо делаю скрин электронной) и отправляю коллегам по электронной почте. Точно так же получаю от коллег интересные статьи, мнения, аналитику. Я всегда изучаю новые интересные материалы и выстраиваю тактику решения рабочих задач с их учетом. 

— Надежда, Вы наш подписчик и активный участник проводимых нами мероприятий, за что мы Вам очень благодарны. Но от имени редакции добавлю, что мы бы еще хотели почаще видеть Вас и Ваших коллег на страницах нашего журнала в качестве авторов. 

Огромное спасибо Вам за беседу и до новых встреч!

Беседу вел зам. главного редактора 
журнала «Юрист» Роман КАШИН

4046 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме