Вы на портале

Закупки за счет собственных средств: проект постановления

С 17 по 27 июля 2024 г. на Национальном правовом Интернет-портале прошло общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Проект). Рассмотрим планируемые изменения, чтобы в случае принятия Проекта заблаговременно перевести свои закупки на новые правовые рельсы.

Бакиновская Ольга
Бакиновская Ольга
Заместитель руководителя Института правовых исследований – начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права НЦЗПИ, кандидат юридических наук, доцент
135 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новые подходы к проведению закупок за счет собственных средств

В случае принятия Проекта с 1 января 2025 г. будут установлены кардинально новые подходы к проведению закупок за счет собственных средств государственными унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, участниками холдингов с участием государства, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице, организациями, имущество которых находится в государственной собственности (далее — субъекты, осуществляющие закупки за счет собственных средств).

Если кратко, то основная идея Проекта заключается в максимальном сближении правового регулирования закупок за счет собственных средств и государственных закупок при сохранении определенной свободы в проведении соответствующих процедур и установлении единых правил для организаций республиканского и местного уровней, что позволит в конечном итоге установить не просто сопоставимую, а единообразную практику для данных организаций. Соответственно, местным Советам депутатов рекомендуется признать утратившими силу решения о порядке осуществления закупок за счет собственных средств.

Основные изменения

1. Планируется значительно — с 1000 до 100 базовых величин — снизить пороговое значение суммы закупки, не подпадающей под действие законодательства о закупках за счет собственных средств. Так, Проект не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 100 базовых величин по одной сделке (за исключением закупок аудиторских услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности).

2. Как и прежде, предполагается принятие субъектами, осуществляющими закупки за счет собственных средств, локального правового акта — порядка осуществления закупок за счет собственных средств, размещаемого в информационной системе «Тендеры» в течение трех рабочих дней после его утверждения. Размещению в аналогичный срок подлежат и вносимые в него изменения.

3. Проект содержит определение ряда терминов: «закупающая организация», «закупка», «процедура закупки», «начальная цена электронного аукциона», «однородные товары (работы, услуги)», «организатор», «ориентировочная стоимость предмета закупки», «отечественный производитель», «предложение», «предмет закупки», «преференциальная поправка», «собственные средства» и др. Обращает на себя внимание введение принципов осуществления закупок за счет собственных средств, в частности, принципа недопущения необоснованного посредничества. Допущение необоснованного посредничества предполагает осуществление закупок с нарушением правил о приобретении товаров с применением процедуры закупки из одного источника (далее — ЗОИ) по ряду оснований у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев экономической нецелесообразности или невозможности, а также правил об отклонении предложения участника, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем).

4. Помимо размещения ежеквартальных расчетов планируется ввести размещение в информационной системе «Тендеры» сведений об обеспечении минимальной доли закупок белорусских товаров.

5. Минимальный состав комиссии по закупкам предлагается три человека, допускается привлечение экспертов для консультаций, в том числе формирования требований к предмету закупки и (или) подготовки заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.

6. Сохраняется возможность устанавливать требования о наличии квалифицированного персонала и опыта работы в соответствующей области деятельности, технической оснащенности, финансовых и других возможностях, необходимых для выполнения договора на протяжении всего периода его действия.

7. По аналогии со сферой государственных закупок планируется ввести категорию «аффилированность» применительно к отсутствию аффилированности между участником-победителем и всеми другими участниками конкурентных процедур закупок за счет собственных средств, а также аффилированности с закупающей организацией, организатором.

8. Предполагается введение закрытого перечня конкурентных процедур закупок за счет собственных средств: процедуры запроса ценовых предложений, конкурса, в том числе двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием, электронного аукциона, — с обязательным проведением данных процедур на электронной торговой площадке (далее — ЭТП) (исключение будут составлять процедуры закупок, сведения о которых относятся к служебной информации ограниченного распространения). Закупающая организация (организатор) будет самостоятельно определять условия применения конкурентных процедур закупок в своих порядках осуществления закупок за счет собственных средств. Планируется ввести ограничение срока рассмотрения предложений участников и выбора участника-победителя или признания процедуры закупки несостоявшейся: не более 20 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений с возможностью продления до 60 рабочих дней с учетом особенностей и (или) сложности предмета закупки. В исключительных случаях, перечень которых Проектом не определяется, допускается более длительный срок рассмотрения предложений и выбора участника-победителя при наличии письменного обоснования такой необходимости. Соответствующие протоколы комиссии по закупкам о выборе участника-победителя или признании процедуры закупки несостоявшейся должны будут размещаться на ЭТП (за исключением процедур закупок, сведения о которых относятся к служебной информации ограниченного распространения).

9. Сохраняется возможность проведения ЗОИ, при этом перечень оснований для данной процедуры вынесен в отдельный перечень и существенно расширен за счет включения позиций, на которые в настоящее время не распространяется постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). Абсолютная новелла, не имеющая аналогов, это п. 9 перечня случаев осуществления закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение 2 к Положению о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, утверждаемого Проектом). Так, ЗОИ будет проводиться при закупке товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки (за исключением закупок услуг по обязательному аудиту). При этом вводится максимальный порог для данного основания: годовой объем таких закупок не должен превышать 5000 базовых величин. Таким образом, значительное количество случаев, на которые в настоящее время не распространяется постановление № 229, после принятия и вступления в силу Проекта будут переведены в режим ЗОИ.

10. Уточняется порядок изучения конъюнктуры рынка: это должно быть размещение запроса на ЭТП на срок не менее двух рабочих дней и (или) направление запросов в адрес не менее трех отечественных производителей (при их наличии), в том числе организаций, входящих с закупающей организацией в состав одного холдинга, государственного объединения.

11. Проектом предполагается введение запрета на изменение условий договора при его исполнении в части предмета закупки и требований к предмету закупки, его объема (количества), увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора. Перечень случаев, допускающих изменение данных условий договора, в Проекте носит закрытый характер и во многом аналогичен основаниям, предусмотренным для государственных закупок постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь ″О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работа, услуг)"».

11. Планируется сделать обязательным формирование дела по процедурам закупок со сроком хранения 3 года со дня заключения договора, признания процедуры закупки несостоявшейся или ее отмены.

12. Закупающей организации планируется предоставить право применять банковское сопровождение контрактов для обеспечения контроля целевого расходования денежных средств в рамках расчетов, осуществляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и иными лицами, привлекаемыми для исполнения договора.

13. Вводятся правила описания предмета закупки, в том числе правило об аналоге. Как и в государственных закупках, планируется запретить объединять в предмете закупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги). Указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, сорта растений и породы животных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), страну происхождения будет допустимо только в том случае, если отсутствует иной способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета закупки.

Проект содержит и ряд иных новелл, направленных на повышение эффективности осуществления закупок за счет собственных средств. При условии принятия Проекта субъектам, осуществляющим закупки за счет собственных средств, по сути, придется выстраивать новую систему их осуществления, что потребует значительных усилий на первоначальном этапе. Однако при этом повысится прозрачность проведения процедур закупок за счет собственных средств, что позволит минимизировать уровень коррупционных рисков при сохранении эффективности и оперативности закупок.

135 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме