Что такое деловая репутация?
Статья 153 ГК, определяя порядок защиты деловой репутации, не дает расшифровки этого термина. Нормативными актами, определяющими, что следует понимать под деловой репутацией, являются постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации» (далее — постановление № 15) и постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» (далее — постановление № 16).
Так, в п. 6 постановления № 15 определено, что под деловой репутацией гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, понимается приобретаемая гражданином общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных и общественных обязанностей. Под деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися.
Схожее определение представлено в п. 1 постановления № 16, согласно которому под деловой репутацией в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности понимается оценка участника отношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности другими участниками этих отношений, умаление (дискредитация) которой может негативно повлиять на осуществление этим участником указанной деятельности.
Соответственно, деловая репутация — это нематериальное благо, которое, тем не менее, имеет непосредственное влияние на блага материальные. Деловая репутация формирует доверие как к конкретному физическому (директор, учредитель, участник, члены Совета директоров), так и к юридическому лицу (его деятельность, качество и безопасность продукции, подходы к ведению бизнеса, взаимоотношения с контрагентами и работниками компании).
В то же время на материальный характер понятия «деловая репутация» указывает ст. 912 ГК, согласно которой деловая репутация и деловые связи могут быть вкладом товарища (индивидуального предпринимателя или юридического лица) при заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В мировой практике деловая репутация компании влияет на определение стоимости акций или стоимости компании как таковой, а методы ведения бизнеса определяют уровень прибыли компании. Например, деятельность инжиниринговых компаний Siemens и SNC-Lavalin, Norsk Gjenvinning (NG — крупнейшая в Норвегии компания по переработке отходов), равно как и прибыльность от заключаемых ими сделок, в ходе экспертной оценки деятельности в целом оценивалась, в том числе и через призму деловой репутации этих компаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что деловая репутация является оценочной категорией. По сути это то, что думают и говорят о компании и ее лидере другие лица, или, иными словами, сложившееся общественное мнение.
Справочно.
Согласно п. 7 ст. 153 ГК правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица, кроме возмещения морального вреда.
Как защитить деловую репутацию?
Как правило, к юристам обращаются лишь тогда, когда проблема уже возникла. Причинение ущерба деловой репутации — не исключение. Наиболее распространенным случаем причинения ущерба деловой репутации является распространение информации негативного характера.
Первое, что необходимо сделать юристу после того, как к нему обратились за помощью, — это определить, является ли такая информация соответствующей действительности. Следующим шагом будет поиск автора. Результатом поиска, к сожалению, может стать и вывод о невозможности его установления. Если автора удалось установить, юристу необходимо обратиться с требованием в порядке досудебного урегулирования. И только если все предыдущие шаги не дали результата, следует обратиться с иском в суд.
Стоит отметить, что в ряде случаев внесудебный порядок не является обязательным. Если действия по распространению негативной информации совершены лицом, которое является либо может являться конкурентом пострадавшего лица, имеет смысл принять меры, направленные на пресечение действий, составляющих недобросовестную конкуренцию.
Справочно.
Вопросы развития конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции регулируются положениями главы 4 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Все перечисленные юридические инструменты применяются только на стадии, когда проблема уже существует, то есть информация негативного характера уже распространена. Указанные инструменты не могут рассматриваться как инструменты предупреждения (профилактики).
Обстоятельства, влекущие нанесение ущерба деловой репутации
Задаваясь вопросом, что такое деловая репутация и как ее следует защищать, необходимо понимать, как может быть причинен ущерб, а также кто может его причинить. На основании сложившейся практики и опыта автора можно условно сформулировать основные обстоятельства, которые становятся причиной нанесения ущерба деловой репутации.
1. Распространение в сети Интернет информации оскорбительного либо негативного характера о лидерах компании (учредителях, директоре, участниках) и информации негативного характера о самой компании как о нанимателе.
Как правило, такая информация размещается работниками, которые по тем либо иным причинам были вынуждены прекратить свою работу в компании либо продолжали ее, но не в пользу своего нанимателя.
2. Распространение в сети Интернет информации негативного характера о самой компании, ее деятельности, подходах к ведению бизнеса, участии в тендерах и конкурсах, поведении руководителей.
Такая информация распространялась как отрицательно настроенными работниками, так и конкурентами.
3. Публикация статей в сети Интернет о сфере той либо иной деятельности с упоминанием отрицательных и негативных фактов (достоверных или недостоверных) о компании, ее лидерах.
4. Негативный сравнительный анализ продукции компании с продукцией конкурентов.
5. Негативные отзывы клиентов компании.
Как правило, такие отзывы появляются тогда, когда для этого были созданы предпосылки самой компанией либо ее работниками.
6. Распространение негативной информации вне сети Интернет; в ходе личных встреч, переговоров; посредством написания писем, адресованных государственным органам и учреждениям, конкурентам, заказчикам — как существующим, так и потенциальным.
В большинстве случаев подобные письма пишут конкуренты, а информация для их написания может являться результатом действий либо со стороны работников компании, либо со стороны третьих лиц, не являющихся конкурентами или работниками компании, но проявляющих более лояльное отношение скорее к конкурентам, чем к компании (в силу личного знакомства и т.д.).
7. Действия или бездействие самой компании и ее лидеров.
К причинам, повлекшим причинение ущерба деловой репутации компании, можно отнести и другие обстоятельства: утечка конфиденциальной информации; кража внутри компании; некачественный продукт, повлекший серьезные последствия (например, в случае причинения ущерба здоровью или безопасности); низкий уровень обслуживания; привлечение лидера к административной или уголовной ответственности; неурегулированный корпоративный спор между участниками компании и др.
Отдельное внимание должно уделяться поведению лидеров компании — их действиям, реакции на те либо иные события как внутри компании, так и вовне, участию в корпоративных спорах и пр.
Как следует из перечня причин, приводящих к нанесению ущерба деловой репутации, ее защита не должна ограничиваться только действиями, направленными на опровержение либо удаление негативной информации. Минимизация ущерба, причиненного деловой репутации и, как следствие, финансовому благополучию компании, с помощью классических юридических инструментов эффективна не во всех случаях. Проблема появления порочащих сведений может быть решена сиюминутно, но негативная информация, единожды ставшая достоянием общественности, даже после опровержения будет подрывать доверие к компании или ее должностным лицам. Поэтому защита деловой репутации компании должна быть полной, всесторонней и системной.
Комплаенс как инструмент обеспечения юридической безопасности компании на системном уровне
В качестве одного из инструментов обеспечения юридической безопасности компании и защиты деловой репутации на системном уровне может рассматриваться так называемая система комплаенс. Комплаенс, безусловно, не выступает полным гарантом, но позволяет максимально минимизировать появление негативной информации и, соответственно, снизить риск причинения ущерба деловой репутации субъекта. Ключевая задача системы комплаенс — обеспечить бесперебойное и безопасное участие компании в коммерческих проектах.
Справочно.
Комплаенс (англ. compliance, досл. пер. согласие, соответствие) — соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.
К сфере комплаенса относится в том числе разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т.д. (источник — Википедия).
Перед разработкой системы комплаенс следует, в первую очередь, выявить потенциальные зоны риска и так называемые «поля» распространения. На этом этапе необходимо учесть специфику деятельности компании — на каком рынке она осуществляет деятельность, кто является регулятором, а кто — конкурентом, каковы их подходы к ведению бизнеса, особенности найма и удержания сотрудников.
Что касается классических юридических инструментов, то они должны быть «встроены» в систему комплаенс и не должны существовать в отрыве, так как их разовое либо вынужденное применение вряд ли может решить проблему защиты деловой репутации в целом.
Чтобы система комплаенс заработала, необходимо последовательно реализовать такие этапы:
1) внедрение системы;
2) обучение участников;
3) оценка знаний и понимания процессов участниками.
Необходимо отметить, что оценка знаний и понимания процессов (их восприятие) является одним из наиболее важных этапов. Именно на этой стадии выявляются сферы, где представления о допустимом расходятся с правилами, принятыми в компании.
Автор статьи «Где у вашей компании провалы в этике» Юджин Солтерс описывает это так: «В этих сферах сотрудники принимают как должное (или даже одобряют), например, ненормативную лексику, слишком агрессивные методы продаж или конфликт интересов и злоупотребление служебным положением. Такие моменты не только угрожают репутации компании, но и несут юридические риски» (источник). Аналогичные или схожие проблемы наблюдаются в компаниях повсеместно, независимо от «национальности» компании и географического либо экономического рынка ее деятельности.
Для придания юридической силы система комплаенс должна быть не просто декларацией либо «собранием» документов, размещенных на корпоративном портале. Она должна быть утверждена лицами, которым предоставлено право принятия либо утверждения локальных нормативных правовых актов компании, с последующим ознакомлением всех работников и лиц, которые должны действовать в соответствии с утвержденной системой.
В заключение хотелось бы отметить, что данная статья содержит базовую информацию, которую можно развивать и рассматривать более подробно и всесторонне с юридической точки зрения. Целью автора статьи является не предложение читателям копировать готовые рецепты по защите деловой репутации, а обращение их внимания на то, что защита деловой репутации и минимизация причиненного ущерба является комплексным вопросом, решение которого требует системного и комплексного подхода. В качестве такового можно рассматривать систему комплаенс, которая должна быть направлена на раннее обнаружение проблем, а не только на решение проблем возникших.