Защита прав потребителей: права имеют только потребители?

Ситуация: гражданин А. (потребитель) приобрел у ОДО «Б» (продавец) единицу товара. По истечении установленного продавцом гарантийного срока потребитель обратился к ОДО «Б» с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи товара и возмещении расходов за проведенную экспертизу товара. Данное обращение потребителя к продавцу было первым с момента приобретения товара, ранее гражданин А. не заявлял претензий по качеству товара.

Ходькина Татьяна

начальник юридического отдела фирменной сети «МЕГАТОП»

1023 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда возникает вопрос взаимоотношений потребителя и продавца, то первое, что приходит на ум, это устоявшееся выражение: «Потребитель всегда прав». Но так ли это всегда? И кто, не являясь одной из сторон спора, имеет в этих взаимоотношениях свой интерес?

В последнее время все чаще можно услышать истории про потребительский экстремизм и злоупотребление потребителями своим правом. Но иногда даже не злоупотребление правом потребителем, а отсутствие регулирующей нормы может стать для продавца проблемой при защите своих интересов.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) предусмотрено, что его действие распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями <…>. Из самого названия Закона следует его направленность на защиту прав определенного круга лиц — потребителей.

Однако во взаимоотношениях потребителя и продавца права есть не только у потребителя, но и у продавца.

Требования потребителя

Требования о расторжении договора розничной купли-продажи были обусловлены следующим: в процессе эксплуатации товара потребитель установил наличие в приобретенной продукции существенных недостатков производственного характера. Учитывая истекший срок годности, он самостоятельно обратился в общество по защите прав потребителей «М» с целью проведения экспертизы товара.

В части расторжения договора розничной купли-продажи товара и возмещения стоимости товара требования потребителя удовлетворены продавцом незамедлительно в день обращения потребителя с письменным заявлением. В части расходов за проведенную экспертизу товара потребителю было отказано.

Позиция продавца

Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей, которым продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, определен в ст. 20 Закона.

Так, в пп. 4 и 5 ст. 20 Закона установлено, что требования, вытекающие из приобретения товара ненадлежащего качества, предъявляются потребителем продавцу или изготовителю, а в предусмотренных Законом случаях — поставщику, представителю.

1023 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Злонамеренное соглашение сторон: практика оспаривания договора купли-продажи доли в уставном фонде общества

Ситуация: иностранная компания «А», являющаяся участником ООО «Э» (Республика Беларусь), выдала директору ООО «Э» – гр-ну Х. доверенность на представление своих интересов...
№ 8, август 2018 Шимонович Андрей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2752