Защита прав потребителей: права имеют только потребители?

Ситуация: гражданин А. (потребитель) приобрел у ОДО «Б» (продавец) единицу товара. По истечении установленного продавцом гарантийного срока потребитель обратился к ОДО «Б» с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи товара и возмещении расходов за проведенную экспертизу товара. Данное обращение потребителя к продавцу было первым с момента приобретения товара, ранее гражданин А. не заявлял претензий по качеству товара.

Ходькина Татьяна

начальник юридического отдела фирменной сети «МЕГАТОП»

1897 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда возникает вопрос взаимоотношений потребителя и продавца, то первое, что приходит на ум, это устоявшееся выражение: «Потребитель всегда прав». Но так ли это всегда? И кто, не являясь одной из сторон спора, имеет в этих взаимоотношениях свой интерес?

В последнее время все чаще можно услышать истории про потребительский экстремизм и злоупотребление потребителями своим правом. Но иногда даже не злоупотребление правом потребителем, а отсутствие регулирующей нормы может стать для продавца проблемой при защите своих интересов.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) предусмотрено, что его действие распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями <…>. Из самого названия Закона следует его направленность на защиту прав определенного круга лиц — потребителей.

Однако во взаимоотношениях потребителя и продавца права есть не только у потребителя, но и у продавца.

Требования потребителя

Требования о расторжении договора розничной купли-продажи были обусловлены следующим: в процессе эксплуатации товара потребитель установил наличие в приобретенной продукции существенных недостатков производственного характера. Учитывая истекший срок годности, он самостоятельно обратился в общество по защите прав потребителей «М» с целью проведения экспертизы товара.

В части расторжения договора розничной купли-продажи товара и возмещения стоимости товара требования потребителя удовлетворены продавцом незамедлительно в день обращения потребителя с письменным заявлением. В части расходов за проведенную экспертизу товара потребителю было отказано.

Позиция продавца

Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей, которым продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, определен в ст. 20 Закона.

Так, в пп. 4 и 5 ст. 20 Закона установлено, что требования, вытекающие из приобретения товара ненадлежащего качества, предъявляются потребителем продавцу или изготовителю, а в предусмотренных Законом случаях — поставщику, представителю.

1897 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Универсальный алгоритм взыскания дебиторской задолженности

Составить универсальный алгоритм взыскания дебиторской задолженности примерно так же просто, как сшить «типовое платье на типовую девушку». Бесперспективность подобного з...
№ 1, январь 2019 Знак Максим,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1896
• • •

Определен порядок проведения закупки из одного источника

Определен порядок проведения закупки из одного источника. Это предусмотрено постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 1...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 580