Ответ: Уволить совместителя и оформить прием работника на основное место работы.
Законодательством Республики Беларусь не регламентирована процедура переоформления совместителей на основное место работы. Оптимальное решение в данной ситуации — сначала уволить совместителя, а затем принять его как основного работника. Эта процедура требует соблюдения всех требований по порядку увольнения работника и приема на работу.
Нанимателю необходимо совершить следующий алгоритм действий:
- издать приказ (распоряжение) об увольнении;
- выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, произвести окончательный расчет не позднее дня увольнения (часть первая ст. 77 ТК);
- завершить личное дело (подп. 82.5 п. 82 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143);
- получить от работника заявление о приеме на работу;
- заключить с работником новый трудовой договор (контракт). При этом трудовой договор (контракт) с таким работником может быть заключен с условием предварительного испытания в соответствии со ст. 28 ТК;
- издать приказ (распоряжение) о приеме на работу;
- внести запись о приеме на работу в трудовую книжку;
- завести личное дело, провести вводный инструктаж и т.п.
Многие наниматели при оформлении совместителя на основное место работы используют процедуру перехода такого работника путем издания приказа о том, что работа по совместительству будет являться для работника основной. При этом заключается дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору (контракту) и т.д.
Данная процедура в корне неправильная. Оформление перехода работника из категории «совместитель» в категорию «основной работник» путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) сопряжено с рядом сложностей.
В частности, законодательством не определено, какой должна быть формулировка приказа об изменении трудового договора (контракта) и запись в трудовой книжке об изменении характера работы работника. Согласно п. 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее — Инструкция о трудовых книжках), в трудовую книжку вносятся такие сведения о работе, как прием на работу, перевод на другую постоянную работу, заключение трудового договора (контракта), увольнение и т.д.
Таким образом, запись о том, что работник из совместителя становится основным работником, не предусмотрена законодательством. Внести же запись в трудовую книжку работника о приеме его на работу наниматель не вправе по причине того, что в данном случае не происходит прием на работу.
Отметим, что при приеме на работу и заключении нового трудового договора право на отпуск у работника возникнет только по истечении 6 месяцев непрерывной работы в организации (часть первая ст. 166 ТК).
P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!