Вы на портале
Кадровое делопроизводство

Отказ от ознакомления с приказом: как поступить нанимателю?

Вопрос: Каковы действия нанимателя при отказе сотрудника подписывать приказ?

Штейнер Алексей
Юрист, специалист по трудовому законодательству и законодательству об охране труда
76 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Необходимо составить акт об отказе от подписания приказа и рассмотреть вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

1. Составляем акт об отказе от подписания приказа.

В соответствии с п. 3 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4)) приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией.

Распорядительные документы, издаваемые руководителем, иным уполномоченным лицом организации единолично, оформляются в виде приказов и (или) распоряжений (ч. 2 п. 10 Инструкции № 4).

Приказы издаются для разрешения задач, стоящих перед организацией, а также в случаях, когда необходимо довести требования НПА, документов вышестоящих организаций до сведения работников организации и (или) подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.

Формы некоторых приказов приведены в унифицированной системе организационно-­распорядительной документации (утв. приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41 (далее — УСОРД)). Некоторые формы приказов, приведенные в УСОРД, содержат реквизит «с приказом ознакомлен», подразумевающий, что работник должен быть ознакомлен с таким приказом под роспись.

Если работник отказывается ознакомиться с приказом, необходимо составить акт об отказе от подписания.

Акт — вид документа, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленный факт (установленные факты) (п. 3 Инструкции № 4). В соответствии с п. 100 Инструкции № 4 акт составляется комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом) для подтверждения установленных фактов, в т. ч. акты проверок, инвентаризации, несчастных случаев, приема-­передачи материальных ценностей.

Требования, предъявляемые к составлению акта, изложены в пп. 100–103 Инструкции № 4.

2. Рассматриваем вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

Работники обязаны подчиняться ПВТР, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам (п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК).

Если выполнение приказа, от ознакомления с которым отказывается работник, входит в обязанности работника согласно его должностной (рабочей) инструкции, то за отказ от выполнения своих трудовых обязанностей работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен гл. 14 ТК.

76 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме