Содержание:
Дистанционная работа по инициативе нанимателя — изменение существенных условий труда
Согласно новой редакции ч. 3 ст. 307¹ ТК установление или отмена дистанционной работы по инициативе нанимателя является изменением существенных условий труда.
Наниматель вправе произвести переход работника на дистанционную работу или отменить ее в порядке, установленном ст. 32 ТК. Установление или отмена дистанционной работы отнесены к существенным условиям труда также внесенными изменениями в ч. 2 ст. 32 ТК.
Справочно.
Наниматель вправе изменить существенные условия труда только при наличии обоснованных производственных, организационных или экономических причин (ч. 1 ст. 32 ТК).
Таким образом, если переход на дистанционную работу осуществляется по инициативе нанимателя, то требуется применение условий и порядка, предусмотренных ст. 32 ТК.
Справочно.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц (ч. 3 ст. 32 ТК). При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК (ч. 4 ст. 32 ТК).
Периоды времени выполнения дистанционной работы
Частью 2 ст. 307¹ ТК в новой редакции определено, что дистанционная работа может выполняться постоянно, временно (непрерывно в течение определенного срока, не превышающего 6 месяцев в течение календарного года) или быть комбинированной (выполняться постоянно или временно с чередованием в течение рабочего времени дистанционной работы и работы по месту нахождения нанимателя) (ч. 2 ст. 307¹ ТК).
Таким образом, с 01.01.2024 введена комбинированная дистанционная работа, то есть нанимателю предоставляется право чередовать выполнение работы работником по месту нахождения нанимателя и вне места его нахождения по своему усмотрению.
Введение комбинированной дистанционной работы позволяет осуществлять трудовую функцию работникам, которым необходимо периодически находиться в офисе организации. К примеру, специалист по продаже может выполнять свои трудовые обязанности вне места нахождения нанимателя, а для заключения договоров приходить в офис.
При установлении работнику комбинированной дистанционной работы наниматель вправе установить конкретное время выполнения работы вне места нахождения нанимателя или определить такое время согласно графику работы.
Справочно.
Условие о выполнении комбинированной дистанционной работы может устанавливаться по договоренности между нанимателем и работником как при приеме на работу, так и впоследствии (ч. 3 ст. 307¹ ТК в новой редакции).
Условие о выполнении работником комбинированной дистанционной работы временно оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Условие о выполнении комбинированной дистанционной работы может устанавливаться по договоренности между нанимателем и работником как при приеме на работу, так и впоследствии, а также по инициативе нанимателя в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 32 ТК (ч. 3 ст. 307¹ ТК).
Электронный документооборот с дистанционным работником
Согласно новой редакции п. 6 ст. 307¹ ТК условия обмена между нанимателем и работником, выполняющим дистанционную работу, электронными документами или сообщениями в электронном виде (в том числе СМС-сообщениями, файлами и записями), содержащими письменные задания, иную информацию для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, уведомления, приказы и иные документы нанимателя, связанные с изменением и прекращением трудового договора, определяются трудовым договором, локальными правовыми актами.
С 01.01.2024 исключается требование о необходимости обмена файлами с текстами документов, если не требуется ознакомление работника под роспись. Письменные задания, иная информация для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, а также иные документы могут направляться в электронном виде (новая редакция ч. 7 ст. 307¹ ТК).
Справочно.
Локальные правовые акты – коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (ст. 1 ТК).
Условия, при соблюдении которых допускается совершение между нанимателем и работником действий в электронном виде:
1. Программно-технические средства, используемые нанимателем, позволяют однозначно идентифицировать работника, либо используется электронная цифровая подпись (ч. 1 ст. 29¹ ТК).
2. Возможность совершения действий между нанимателем и работником в электронном виде установлена локальным правовым актом нанимателя (ч. 2 ст. 29¹ ТК).
В случае необходимости ознакомления работника с документами под роспись работник, выполняющий дистанционную работу, может быть ознакомлен с ними путем обмена электронными документами или в электронном виде. Необходимость направления работнику копий документов на бумажном носителе определяется по соглашению сторон.
Условия о взаимодействии с дистанционным работником в ЛПА
Существенно повышается значение ЛПА, регулирующего отношения между нанимателем и дистанционным работником.
Так, способы и периодичность рабочих контактов работника, выполняющего дистанционную работу, с нанимателем определяются не только трудовым договором, но и ЛПА (ч. 5 ст. 307² ТК).
Справочно.
Если наниматель разработает ЛПА, в котором будут прописаны вопросы регулирования труда дистанционного работника, с 01.01.2024 отпадает необходимость прописывать все такие положения в трудовом договоре.
Иные обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда также могут предусматриваться не только трудовым договором, но и ЛПА (ч. 2 ст. 307³ ТК).
Режим рабочего времени и времени отдыха работника, выполняющего дистанционную работу, устанавливается по согласованию с нанимателем трудовым договором либо определяется работником самостоятельно, а также может устанавливаться ЛПА (ч. 2 ст. 307⁴ ТК).
Справочно.
Организация учета рабочего времени и времени отдыха, необходимость предоставления перерывов в течение рабочего дня определяются трудовым договором, а также ЛПА (ч. 2 ст. 307⁴ ТК).
Ознакомление дистанционного работника с приказом об увольнении
С 01.01.2024 изменяется порядок ознакомления работника, выполняющего дистанционную работу, с приказом (распоряжением) нанимателя о прекращении трудового договора.
Ознакомление может осуществляться путем обмена электронными документами, в электронном виде либо при личном присутствии работника.
Согласно новой редакции ст. 307⁵ ТК исключается обязанность нанимателя в день прекращения трудового договора направить работнику, выполняющему дистанционную работу, оформленную надлежащим образом копию приказа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении, если ознакомление работника осуществлялось путем обмена электронными документами.
Необходимость направления работнику копии приказа (распоряжения) на бумажном носителе определяется по соглашению сторон.
Выводы
1. Установление или отмена дистанционной работы по инициативе нанимателя является изменением существенных условий труда.
2. С 01.01.2024 наниматель вправе устанавливать дистанционному работнику комбинированную работу, то есть чередовать выполнение работы работником по месту нахождения нанимателя и вне места его нахождения по своему усмотрению.
3. Условия обмена между нанимателем и работником, выполняющим дистанционную работу, электронными документами или сообщениями в электронном виде (в том числе СМС-сообщениями, файлами и записями) наниматель вправе устанавливать не только в трудовом договоре, но и в ЛПА.