Вы на портале
Рабочее время

Ведение табеля использования рабочего времени: практические аспекты для юриста

Табель использования рабочего времени требует особого внимания. Ведь информация, которую он содержит, может быть изучена проверяющими органами и имеет ключевое значение при начислении заработной платы, а также может использоваться в случае судебного разбирательства.

Какая ответственность для нанимателя наступает при отсутствии учета рабочего времени в организации? Какие обозначения используют при ведении табеля использования рабочего времени?

Остановимся на данных вопросах подробнее.

Дмитрий Варнашов
Дмитрий Варнашов

Специалист по управлению документами, магистр управления (научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела с ноября 2016 г. по февраль 2021 г.)

49473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В связи с тем, что табель использования рабочего времени служит основанием для начисления заработной платы, необходимо уделить пристальное внимание применяемым обозначениям видов затрат рабочего времени.

Организация учета явки работников на работу

Вопросам организации учета рабочего времени посвящена ст. 133 ТК.

Так, учет явки работников на работу и ухода с нее является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 133 ТК).

Обозначенный учет ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в том числе в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений.

Справочно. 
Формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем (ч. 3 ст. 133 ТК).
Нормативными правовыми актами не установлена форма табеля учета рабочего времени. Соответственно, его форма, а также порядок заполнения определяются нанимателем самостоятельно.

Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время (ч. 4 ст. 133 ТК).

В составе отработанного времени отдельно учитывается время сверхурочных работ, повременной работы сдельщиков, служебных командировок и работы по совместительству (ч. 5 ст. 133 ТК).

В составе неотработанного времени выделяются оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины (ч. 6 ст. 133 ТК).

Обозначения видов затрат рабочего времени

Нормативные правовые акты не устанавливают обозначения, которые должны проставляться в табелях использования рабочего времени.

При этом ранее условные обозначения видов затрат рабочего времени в табелях использования рабочего времени были установлены в приложении 4 к Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80) (далее — Инструкция, постановление № 80). 

Справочно.
Инструкция и постановление № 80 утратили силу на основании постановления Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 20.08.2008 № 123.

Как уже было отмечено выше, формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.

В этой связи целесообразно приказом руководителя организации установить перечень обозначений, которые будут применяться в табеле использования рабочего времени.

Скачать образец приказа об утверждении условных обозначений видов затрат рабочего времени 

За основу разработки обозначений в приказе можно взять упомянутое выше приложение 4 к Инструкции.

Скачать условные обозначения видов затрат рабочего времени 

Отметим, что ряд позиций приложения 4 Инструкции на сегодняшний день устарели в связи с изменениями НПА.

Срок хранения табелей

Срок хранения табеля учета рабочего времени — 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если же налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась, срок хранения табеля учета рабочего времени составляет 10 лет (п. 184 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Административная ответственность за отсутствие учета рабочего времени

Статьей 133 ТК предусмотрено, что фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).

В фактическое время не входит и не учитывается время проезда от места жительства до места постоянной работы (постоянного сбора) и обратно, время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе.

Отсутствие в организации учета рабочего времени работников может повлечь ответственность для должностных лиц нанимателя в соответствии с ч. 6 ст. 10.12 КоАП

При этом правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 10.12 КоАП, обладают органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (в случае, если протоколы о совершении административных правонарушений составлены должностными лицами органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты).

Справочно.
Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1-5 ст. 10.12 КоАП, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин.

От имени органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и его заместители, начальники управлений, отделов этого Департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого Департамента и их заместители.

49473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме