Вы на портале
Трудовые отношения

Организация сотрудничает с самозанятым: как это правильно оформить?

Чаще всего самозанятые выполняют свою работу по заказам граждан, приобретающих их услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд. В отдельных случаях самозанятые могут оказывать услуги организациям и индивидуальным предпринимателям. Как оформить такое сотрудничество? Проводится ли инструктаж по охране труда с самозанятым? Какие налоги при этом необходимо уплатить?

Семенихина Светлана
Семенихина Светлана

Юрист-лицензиат

8994 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Виды деятельности, которые могут осуществляться физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, определены ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК, п. 3 ст. 337 НК

В частности, самозанятые могут заниматься изготовлением хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, репетиторством, уборкой жилых помещений, оказывать услуги по письменному и устному переводу, заниматься фото- и видеосъемкой, музыкально-развлекательным обслуживанием свадеб и юбилеев. Осуществлять такую деятельность они вправе лишь самостоятельно — наемного персонала у самозанятых быть не может. 

Деятельность самозанятых должна производиться с уплатой единого налога в порядке и сроки, установленные главой 33 НК. Конкретный размер такого налога зависит от вида деятельности и места ее осуществления (приложение 24 к НК).

Для отдельных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и др.) предусмотрено снижение налога на 20 %. Указанный налог должен быть оплачен до начала осуществления деятельности. 

В каких случаях самозанятый может сотрудничать с организацией? 

В ряде случаев самозанятые могут выполнять работы и оказывать услуги не только для физических, но и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такое право предоставлено им п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 151).

К числу видов деятельности, которые в соответствии с абз. 35–44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК самозанятые вправе осуществлять по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей, относятся:

— выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

— ремонт часов, обуви;

— ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

— сборка мебели;

— настройка музыкальных инструментов;

— распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

— производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

— штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

— оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

— парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Как оформить сотрудничество с самозанятым? 

Для сотрудничества с самозанятым, как правило, заключается гражданско-правовой договор — договор подряда (ст. 656 ГК) или договор возмездного оказания услуг (ст. 733 ГК). 

По договору подряда заказчик получает результат работ (как правило, овеществленный), выполненных подрядчиком. По договору оказания услуг исполнитель совершает определенную деятельность по заданию заказчика. В отличие от подряда оказание услуги не предполагает передачу заказчику конкретного результата.

К примеру, если самозанятый будет заниматься пошивом одежды из материалов, предоставленных заказчиком, либо разработкой веб-сайта организации, с ним следует заключать договор подряда. Если же его деятельность будет заключаться в техническом обслуживании компьютеров, консультировании по вопросам дизайнерского оформления офиса, необходимо оформить договор оказания услуг.

Подпунктом 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ № 314) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме.

Кроме того, такой договор в обязательном порядке должен содержать все существенные условия, предусмотренные подп. 1.1 п. 1 Указа № 314.

Факт выполнения согласованного объема работ по договору подряда или договору возмездного оказания услуг отражается в акте выполненных работ (оказанных услуг). Указанный документ подписывается подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, то есть самозанятым и представителем организации, по заказу которой он осуществлял свою деятельность. 

Справочно.
В случаях выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами, такой акт может быть составлен самозанятым единолично (абз. 2 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов»).

В каких случаях с самозанятым проводится инструктаж по охране труда? 

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

При этом под понятие «работающих», исходя из ст. 1 указанного Закона, подпадают в том числе физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг), то есть фактически самозанятые, сотрудничающие с организациями и индивидуальными предпринимателями и выполняющие согласованный объем работ или услуг на территории заказчика. 

Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда изложен в Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее — Инструкция № 175).

Справочно.
Вводный инструктаж проводится с работающими при участии их в производственном процессе, привлечении к выполнению работ (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору) (п. 16 Инструкции № 175).

В случае, если самозанятый выполняет порученную работу на территории организации или индивидуального предпринимателя, являющихся его заказчиками, согласно пп. 16, 21 Инструкции № 175 на последних возлагается обязанность провести с ним вводный инструктаж по охране труда и отразить указанный факт в журнале регистрации вводного инструктажа. В случае, если деятельность самозанятого осуществляется им вне территории заказчика (например, в арендованном самозанятым помещении мастерской), проведение такого инструктажа не требуется.

Справочно.
Вводный инструктаж проводится с обучающимися, проходящими в организации производственную практику, работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

Какие налоги уплачивает самозанятый при сотрудничестве с организацией? 

При осуществлении деятельности по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, самозанятые уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В ситуации, если такая деятельность осуществляется ими по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей, у самозанятого дополнительно возникает обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц. При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет исчисленной суммы указанного налога производится организацией или индивидуальным предпринимателем, от которых самозанятый получил доход.

ЧЕК-ЛИСТ при работе с самозанятыми

При сотрудничестве с самозанятыми организации необходимо:
• убедиться в том, что самозанятый может осуществлять работы (услуги), в выполнении (оказании) которых у организации имеется необходимость;
• оформить и подписать с самозанятым гражданско-правовой договор (договор подряда или договор возмездного оказания услуг);
• после того, как оговоренный объем работ (услуг) будет завершен, подписать с самозанятым акт выполненных работ (оказанных услуг). В случае, если договором предусмотрено единоличное оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), указанный акт подписывается только исполнителем — самозанятым;
• произвести оплату труда самозанятого в порядке и сроки, определенные договором, с учетом исчисленного и удержанного подоходного налога;
• перечислить в бюджет сумму подоходного налога, удержанного из вознаграждения самозанятого;
• исчислить и уплатить с суммы вознаграждения, полагающейся самозанятому, страховые взносы в ФСЗН, а также отразить указанные сведения в отчете по форме ПУ-3.

Если работа по гражданско-правовому договору будет выполняться самозанятым на территории организации-заказчика, дополнительно потребуется:
• перед выполнением работ (оказанием услуг) провести с самозанятым вводный инструктаж по охране труда;
• уплатить за него страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также отразить указанные сведения в отчете, предоставляемом в РУП «Белгосстрах».

8994 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме