Вы на портале
Заключение трудового договора

Наем иностранца на работу за пределами Беларуси: взносы в ФСЗН и социальная защита

Удаленная работа для многих бизнесов стала нормой. Особенно активно такую форму занятости используют компании, работающие в области информационных технологий. Часто IТ-компании привлекают к работе иностранцев, особенно из России и Украины. Поскольку работники-иностранцы, как правило, не приезжают в Беларусь и весь цикл работы происходит удаленно, возникают вопросы об обязанности белорусского нанимателя обеспечить социальные гарантии таких работников.

Шпаковский Роман
Шпаковский Роман

ADIT, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

6816 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Республике Беларусь наниматели работников-иностранцев в большей степени сосредоточены в Парке высоких технологий (ПВТ). Поэтому при анализе обязательств нанимателя и работника перед государством в части уплаты социальных взносов, а также уровня социальной защиты, которую получают работники взамен в части пенсионного обеспечения и «больничных», необходимо учитывать специфику и льготы режима ПВТ.

Отдельно отметим, что в данном материале мы рассмотрим только иностранцев, работающих по трудовому и гражданско-правовому договору (далее — сотрудники). Работа с подрядчиками-иностранцами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность, является темой отдельного анализа.

Общие положения 

В Беларуси действует система государственного социального страхования для оплаты пенсий, пособий и других выплат. Все сотрудники, в том числе иностранные граждане, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, вне зависимости от того, где они фактически выполняют работу. В основном средства поступают за счет обязательных страховых взносов (далее — взносы), которые оплачивают наниматель (далее — компания) и сотрудники. Общая нагрузка составляет 35 % от размера начисленной зарплаты/вознаграждения:

— 28 % на пенсионное страхование и 6 % на страхование на случай временной нетрудоспособности платит компания;

— 1 % на те же цели удерживается из зарплаты (вознаграждения по гражданско-правовому договору) сотрудника.

Справочно.
Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» взносы не начисляются на доходы сотрудника выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике. По состоянию на 09.12.2020 это 6,425 белорусских рублей.

Даже если сотрудник работает и проживает на территории другой страны, его социальное страхование осуществляется исключительно по правилам белорусского законодательства. Законодательной возможности уплаты страховых взносов компанией в иностранные бюджеты и фонды вместо белорусских не имеется. Исключение составляет уплата взносов за граждан Российской Федерации, о чем мы подробнее расскажем ниже. 

Льгота ПВТ по взносам в ФСЗН для резидентов ПВТ

Для резидентов ПВТ Положением о парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 (далее — Положение о ПВТ), установлены льготы по уплате взносов. 

Справочно.
В соответствии с п. 34 Положения о ПВТ взносы не начисляются на часть дохода работника, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике, за исключением работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков. По состоянию на 09.12.2020 это 1285 белорусских рублей.

Следует обратить внимание, что льгота по уплате взносов действует только в отношении выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, и не действует в отношении выплат вознаграждений по гражданско-правовым договорам.

Согласно п. 34 Положения о ПВТ при применении этой льготы пенсии работникам компании исчисляются из расчета фактически уплаченных сумм взносов. Работнику предоставлено право отказаться от данной льготы. При этом в случае отказа работника обязательство по уплате взносов в полном объеме возлагается на нанимателя. 

На практике, учитывая текущую методику исчисления и размеры пенсий в Беларуси, данная норма не служит причиной отказа от применения льготы.

Право на получение пособий по временной нетрудоспособности

В силу ч. 2 п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение о пособиях), сотрудники имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, поскольку на них распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются обязательные страховые взносы в ФСЗН.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации существует техническая проблема, связанная с тем, что в соответствии с п. 3 Положения о пособиях выплата пособий производится на основании листка нетрудоспособности. В то же время исходя из п. 5 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1, листок нетрудоспособности не может быть выдан медицинским учреждением, которое находится вне Беларуси. 

Справочно.
Инструкция о порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.12.2014 № 104, не предусматривает удаленное проведение осмотра и предполагает определение временной нетрудоспособности только при личной явке пациента.

Таким образом, с практической точки зрения оформление «больничных» для работников, работающих удаленно из другой страны, крайне затруднительно. Это необходимо учитывать и закрывать указанный пробел в законодательстве с помощью программ частного страхования либо за счет компании.

Общие принципы назначения пенсий при работе в нескольких странах

В зависимости от страны, в которой находится работник, может быть несколько ситуаций исходя из наличия соглашения о пенсионном/социальном обеспечении между странами.

Особенности для работников из Украины

Пенсионное обеспечение граждан Украины и Беларуси, работающих на территории другой страны, регулируется Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995. Соглашением установлен принцип «территориальной» пенсии. Пенсия назначается и выплачивается той страной, в которой сотрудник имеет место постоянного проживания на момент обращения за ее назначением, и в соответствии с законодательством этой страны.

Справочно.
Такой же принцип назначения и выплаты пенсий, как в отношениях между Беларусью и Украиной, действует и в отношениях со странами СНГ  на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

При расчете пенсии принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый в соответствии с национальным законодательством при назначении пенсий (далее - трудовой стаж). В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения Беларусь и Украина назначают и исчисляют пенсию на основании трудового стажа, приобретенного как на территории Беларуси, так и Украины.  

При определении трудового стажа для определения права на пенсию будет учитываться суммарный трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран, при условии, что за сотрудников производились отчисления в соответствующие фонды. Иными словами, сотрудник по достижении пенсионного возраста и при последующем обращении за получением пенсии в Украине может зачесть трудовой стаж, полученный в Беларуси. Таким образом, для целей назначения пенсии сотруднику не важно, на белорусскую или украинскую компанию он работает.

Чтобы трудовой стаж на территории Беларуси был засчитан в общий стаж для назначения пенсии в Украине, необходимо сообщить об этом украинским пенсионным органам при назначении пенсии. Они самостоятельно сделают запрос в белорусские пенсионные органы для подтверждения трудового стажа в Беларуси. Пунктом 4 ст. 26 Закона Украины об общеобязательном государственном пенсионном страховании от 09.07.2003 № 1058-IV с 2018 г. в Украине закреплена возможность «докупить» трудовой стаж. Это может быть актуально в ситуациях, когда, например, при длительном неофициальном трудоустройстве имеющегося трудового стажа сотрудника по тем или иным причинам не хватило для назначения пенсии.

Справочно.
«Докупить» стаж в Украине можно до достижения пенсионного возраста путем заключения соответствующего договора и уплачивая ежемесячные взносы в установленном размере. Если же работник уже достиг пенсионного возраста, можно внести единовременный  платеж. Сумма взносов и платежей рассчитывается по отдельной методике (подробнее — по короткой ссылке bit.ly/3lW6cXQ).

Особенности для работников из Российской Федерации 

Уплата страховых взносов

В случае если сотрудник работает и проживает на территории России, то его социальное страхование может осуществляться как по белорусскому, так и по российскому законодательству. 

Для того чтобы быть застрахованным по российскому законодательству, сотрудник должен направить соответствующее заявление в адрес компании. После этого в течение 5 рабочих дней компания уведомляет территориальный орган ФСЗН о сделанном таким сотрудником выборе. 

Справочно.
В соответствии со ст. 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 право выбора применяемого законодательства по вопросам социального обеспечения принадлежит сотруднику, как застрахованному лицу.

После этого территориальный орган ФСЗН самостоятельно уведомит компетентные российские органы об этом, а компания будет уплачивать взносы на государственное социальное страхование в соответствующие органы Российской Федерации. Общая нагрузка взносов на фонд оплаты труда в таком случае будет ниже (около 30 %).

Следует понимать, что если сотрудник не подаст заявление о желании быть застрахованным по российскому законодательству, то он будет подлежать страхованию по белорусскому законодательству, и в таком случае компания будет обязана уплачивать взносы за данного сотрудника в белорусский ФСЗН. 

На наш взгляд, для удобства нанимателя целесообразно уплачивать взносы именно в белорусский ФСЗН. Интересы сотрудника ущемлены не будут, и впоследствии страховой стаж сотрудника, а также произведенные отчисления в белорусский ФСЗН будут в полной мере признаваться и российскими органами, в том числе и для целей назначения пенсии. Разумеется, при условии, что существующее соглашение между странами к моменту назначения пенсии будет продолжать действовать.

Назначение пенсии и учет трудового стажа для назначения пенсии

При расчете пенсии принимается во внимание страховой (трудовой) стаж. При определении трудового стажа для определения права на пенсию будет учитываться суммарный стаж, приобретенный на территории обеих стран.

Согласно ст. 23 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения назначение и выплата трудовой пенсии сотрудникам по возрасту может осуществляться по одному из двух принципов.

Принцип пропорциональности. За периоды трудового стажа, приобретенные после 13.03.1992 в Беларуси и России, каждое из государств платит пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории. То есть существует возможность получать пенсии одновременно из двух государств пропорционально стажу, полученному в каждом из государств.

Принцип гражданства. По желанию и на основании заявления сотрудника пенсия может устанавливаться и уплачиваться по законодательству государства, гражданином которого является сотрудник.

Справочно.
До принятия окончательного решения можно воспользоваться правом на предварительный расчет пенсии. Предварительный расчет пенсии осуществляется путем подачи заявления в пенсионный орган (территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства). Компетентные органы самостоятельно обмениваются необходимой информацией для предварительного расчета пенсии. Если у сотрудников будет разрешение на постоянное проживание на территории Республики Беларусь, они также могут обращаться для предварительного расчета пенсии с соответствующим заявлением в органы ФСЗН.

Сотрудник вправе свободно выбрать, какой вариант пенсионного обеспечения ему выгоден. При этом в случае выбора варианта назначения пенсии по «принципу гражданства» такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. 

Резюме
1. Обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники, включая иностранных граждан, выполняющих работу по трудовым и гражданско-правовым договорам вне зависимости от места выполнения работы.
2. Для резидентов ПВТ установлены льготы по уплате взносов в ФСЗН, при этом работник имеет право отказаться от применения данной льготы.
3. Иностранные работники, работающие за рубежом, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности наряду с гражданами Беларуси. Однако это право на практике сложно реализовать в связи с установленной процедурой оформления листков нетрудоспособности только на территории Беларуси.
4. Порядок учета стажа для назначения пенсии работнику-иностранцу зависит от международных соглашений, участниками которых является Беларусь и страна, гражданином которой является работник.

6816 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме