Содержание:
Когда нужен договор на спецтехнику с экипажем?
Часто в деятельности организаций возникают ситуации, когда для выполнения тех или иных задач требуется использовать специальную технику. Это могут быть такие работы, как уборка снега, рытье траншей, выполнение работ на высоте и т.п. Причем если одни задачи имеют вполне определенный объем работ (рытье траншеи заданной длины, глубины и ширины), то другие сложно заранее структурировать по перечню или объему (использование подъемника для монтажа оборудования на высоте).
Поскольку подобные задачи возникают не так часто, далеко не всякая организация имеет собственную технику и специалистов. Для этого существуют компании, которые могут предоставить специальную технику вместе с квалифицированным персоналом.
На стадии заключения договора с такой организацией возникает вопрос: какой вид договора следует выбрать? Ответ на этот вопрос достаточно важен, поскольку неправильная квалификация договора может повлечь различные негативные последствия – от нарушения интересов сторон в случае возможных судебных споров до применения санкций контролирующими (налоговыми) органами в связи с неправильным отражением хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Важно.
Согласно ст. 603 ГК по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации.
Основной вид договора, который выбирают стороны в указанной ситуации, – аренда транспортного средства с экипажем (ст. 603 ГК). И в большинстве случаев это правильный выбор. Однако при определенных обстоятельствах выбор именно этого вида договора будет достаточно спорным.
Аренда транспортного средства
В законодательстве Республики Беларусь нет единого подхода к термину «транспортное средство». ГК, употребляя этот термин, не дает его расшифровки. Поэтому понять, что имел в виду законодатель под объектом аренды транспортного средства, весьма проблематично.
Подпункт 2.69 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД), определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.
В то же время в подп. 2.60 п. 2 ПДД выделена отдельная категория участников дорожного движения – самоходные машины. К ним отнесены гусеничные трактора, сельскохозяйственные, дорожные, строительные и иные машины, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении. При участии в дорожном движении самоходные машины приравниваются к транспортным средствам.
Таким образом, согласно ПДД экскаватор, самоходная вышка и т.п. относятся к самоходным машинам и во время выполнения ими специализированных работ, не связанных с дорожным движением, транспортным средством не являются.
Следовательно, можно было бы сделать вывод, что регулирование отношений договора аренды специальной техники (самоходных машин) с экипажем посредством ст. 603 ГК является неправомерным. В то же время в практике есть случай, когда суд при рассмотрении спора, вытекающего из аренды самоходных машин с экипажем, относит самоходные машины к транспортным средствам.
Пример.
Апелляционная инстанция экономического суда при возникновении спора об отнесении гусеничного экскаватора к транспортным средствам указала, что термины и понятия ПДД применяются именно для целей организации дорожного движения. Поэтому неправомерно, используя термины ПДД, ограничивать применение и толкование положений ГК.
Следует обратить внимание, что особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации могут быть установлены транспортными уставами, кодексами и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст. 612 ГК). Например, правоотношения по аренде отдельных видов транспортных средств с экипажем регулируются Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь (глава 13), Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (глава 7), Воздушным кодексом Республики Беларусь (ст. 96). При этом правоотношения по аренде специализированной техники (самоходных машин) иными актами законодательства не регулируются.
Таким образом, несмотря на отсутствие законодательно определенного термина «транспортное средство» для целей ГК и учитывая сложившуюся судебную практику, можно сделать вывод, что при аренде специальной техники (самоходных машин) с экипажем применение ст. 603 ГК допустимо.
Аренда, подряд или услуги?
Сложным моментом является разграничение договора аренды специальной техники с экипажем и договора подряда или возмездного оказания услуг.
СИТУАЦИЯ 1: ОАО «А» для рытья траншеи привлекает экскаватор с машинистом, принадлежащий ЧП «К». Проектной документацией ОАО «А» определен объем работ по рытью траншеи (параметры траншеи и, соответственно, объем извлекаемого грунта). Очевидно, что сторонам целесообразно заключить договор строительного подряда на выполнение определенного объема работ по согласованной цене. Однако рытье траншеи предполагает некоторые сопутствующие параллельные работы, от которых будет зависеть возможность и продолжительность рытья траншеи. В итоге значительную часть рабочего времени экскаватор будет простаивать без дела, что не устраивает ЧП «К». С этой целью ЧП «К» предложило заключить договор, в котором будет предусмотрена почасовая арендная плата, независимо от объема выполненной работы.
В данном случае правомерно будет заключить любой из видов договоров. Предметом договора в одном случае будет выполнение строительных подрядных работ, а в другом ‒ аренда специальной техники с экипажем. Важным моментом при этом является порядок определения цены – почасовая арендная плата или цена определенного объема работ по рытью траншеи. Соответственно, права и обязанности сторон будут регулироваться разными нормами гражданского законодательства – о строительном подряде или об аренде транспортного средства с экипажем.
Однако в некоторых случаях стороны неправильно квалифицируют вид договорных отношений и включают в договор формулировки, не соответствующие виду выбранного договора. Впоследствии это приводит к судебным спорам.
СИТУАЦИЯ 2: ОАО «А» приняло предложение ЧП «К» заключить договор, в котором будет предусмотрена почасовая плата за использование специальной техники с экипажем. Стороны поименовали его договором подряда. В предмете договора было указано, что подрядчик предоставляет заказчику специальную технику с экипажем для производства работ по рытью траншеи на определенное количество часов с указанием стоимости часа работы экскаватора с машинистом. Смета к договору не прилагалась, но объем работ (параметры траншеи) был указан. В ходе исполнения договора стороны составляли ежедневно акты выполненных работ, в которых указывали фактическое количество часов работы экскаватора без указания объема фактически выполненных работ (параметров вырытого участка траншеи).
В дальнейшем ЧП «К» забрало с объекта экскаватор, пояснив, что согласованное количество часов он отработал. ОАО «А» отказалось оплачивать подписанные акты, указав, что работа выполнена не в полном объеме (траншея до конца не выкопана). Судом при рассмотрении спора договор был квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем. Сумма задолженности по подписанным сторонами актам взыскана с ОАО «А» в полном объеме.
В юридической литературе договор аренды транспортного средства с экипажем иногда называют смешанным видом договора, основываясь на том, что п. 1 ст. 603 ГК предусматривает оказание арендодателем услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации. Определенный смысл в этом есть. Однако не стоит при этом смешивать понятия услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации с услугами, которые оказываются с использованием принадлежащего исполнителю транспортного средства (например, уборка территории от снега). Смешение этих видов услуг неизбежно приведет к ошибочной квалификации договора.
Важно.
Согласно ч. 2 ст. 606 ГК члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Следует обратить внимание, что при аренде транспортного средства с экипажем услуги по его управлению и технической эксплуатации должны оказываться исключительно штатным персоналом владельца транспортного средства. При привлечении к управлению и обслуживанию транспортного средства третьих лиц (включая физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры) договор не может быть квалифицирован как аренда транспортного средства с экипажем.
Резюме:
1. Термин «транспортное средство» для целей ГК законодательно не определен.
2. В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из аренды транспортного средства с экипажем, есть случаи признания самоходной машины (спецтехники) транспортным средством.
3. Договор аренды транспортного средства с экипажем является смешанным видом договора, поскольку содержит элементы договора аренды и договора возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации.
4. Для квалификации договора как договора аренды транспортного средства с экипажем услуги по управлению арендованным транспортным средством и по его технической эксплуатации должны оказываться штатным персоналом владельца транспортного средства.