В настоящий момент ведется работа по проекту Закона “О саморегулируемых организациях”. Темой обсуждения стали компенсационные фонды таких организаций.
Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулирование подразумевает альтернативный способ контроля и регулирования того или иного вида предпринимательской деятельности. Преимущество состоит в том, что участники такой организации имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество, происходит перераспределение функций по контролю от государства к участникам рынка, а также повышается доверие общества к бизнесу.
Проектом закона предусмотрено, что СРО несет имущественную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения ими (членами СРО) вреда потребителям и иным лицам при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Для таких целей СРО может формировать компенсационный фонд.
Эксперты обсудили источники формирования таких фондов, цели их создания и использования, иные способы обеспечения имущественной ответственности СРО. Был высказан ряд предложений, которые стоит учесть законодателю в рамках дальнейшей работы по проекту Закона. В частности:
1. Проектом предусмотрено, что такой фонд создается для обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения ими вреда потребителям и иным лицам при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Вместе с тем в данный момент во многих сферах деятельности активно применяется, а в некоторых случаях является обязательным профессиональное страхование своей деятельности (аудит, банковская деятельность, налоговое консультирование и т.д.). Вне зависимости от того, страхование обязательное или добровольное, необходимо четкое разграничение, когда компенсация производится из компенсационного фонда, а когда – за счет страховки.
2. Проектом предусмотрено, что средства компенсационного фонда не могут использоваться иначе, чем для возмещения вреда, причиненного членами СРО. Однако потребность в возмещении вреда может и не возникнуть, в то время как деньги имеют свойство обесцениваться (инфляция, изменение курса валют). Таким образом, в проекте Закона стоит предусмотреть возможность инвестирования этих средств, чтобы не допустить их обесценивания.
3. Непосредственно член СРО может и не оказывать услугу, например туристический оператор. Услуга может быть ненадлежащим образом оказана третьим лицом, с которым у члена СРО договорные отношения, но вины непосредственно члена СРО нет, так как услуга оказывалась не им. Однако проектом не предусмотрено, кто должен нести ответственность и к кому предъявлять регрессное требование в случае компенсации вреда из фонда.
4. В Российской Федерации СРО существуют с 2017 года. Среди источников формирования средств компенсационных фондов могут быть также продажа профильной литературы, проведение обучающих семинаров, оказание консультационных услуг своим членам.
5. Для возмещения ущерба потребителю средств фонда может не хватить, что негативно скажется на его основной функции. Возможно, проектом стоит предусмотреть различные механизмы компенсирования: установление минимального порога требования, начиная с которого есть необходимость обращаться к фонду, установить субсидиарную ответственность фонда по отношению к члену СРО, допустившему причинение ущерба, и т.п.
6. Перечисление средств в фонд членом СРО порождает необходимость отвлечения этих средств из хозяйственного оборота, что накладывает дополнительную финансовую нагрузку на предприятие.