Обзор законодательства. Начало декабря 2016 г.

397 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Памятка читателю.
Документы, вступившие в силу

 

Дата вступления в силу
Название документа
1 декабря 2016 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2016 № 431 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь». В новой редакции изложено Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357. Распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.
1 декабря 2016 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.11.2016 № 954 «Об утверждении Положения о порядке приостановления и возобновления финансовых операций органом финансового мониторинга, взаимодействия органа финансового мониторинга с лицами, осуществляющими финансовые операции»
2 декабря 2016 г.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 133 «О внесении изменений в Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров». Внесены изменения в Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 № 32
2 декабря 2016 г.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 130 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»
3 декабря 2016 г.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 138 «Об организации пилотного проекта по реализации электронного документооборота между государствами – членами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией»
8 декабря 2016 г.
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.11.2016 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства».
Читайте далее в Панораме законодательства
11 декабря 2016 г.
Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.11.2016 № 24 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров (работ, услуг)».
Утверждена Инструкция о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг)
11 декабря 2016 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 998 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821».
В новой редакции изложены приложения 1 и 2 к Положению о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих»
11 декабря 2016 г.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)».
Утверждено Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями


Панорама законодательства.
Коротко о важном

 Регистрация доменных имен

В новой редакции изложена Инструкция о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет (далее – Инструкция).

Закреплено, что с 01.03.2017 договоры на регистрацию доменных имен заключаются с учетом требований, предусмотренных пп. 15 и 16 Инструкции.

Доменные имена доменной зоны «.бел», заявки на приоритетную регистрацию которых были поданы государственными органами в отношении подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций, но договоры на их регистрацию этими государственными организациями с регистраторами не заключены, могут быть зарегистрированы не позднее 30.09.2017. С 01.10.2017 доменные имена, оставшиеся незарегистрированными, подлежат регистрации в порядке, установленном Инструкцией, для доменных имен, исключенных из реестра национальной доменной зоны, а заявки на регистрацию указанных доменных имен аннулируются.

Ранее заключенные договоры на регистрацию доменных имен с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими по поручению регистраторов посреднические услуги по регистрации доменных имен (за исключением договоров, заключенных с иностранными юридическими лицами, права и обязанности по которым возникли непосредственно у регистратора), действуют в течение срока действия регистрации доменного имени и продлению не подлежат.

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 28.11.2016 № 85 «О внесении изменений и дополнений в приказ Оперативно- аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. № 47» вступает в силу с 01.03.2017, за исключением пп. 2 и 3, вступивших в силу с 03.12.2016.

С официальным текстом документа можно ознакомиться, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2grl1jo

Использование олимпийской и паралимпийской символики

Установлен запрет на использование олимпийской, паралимпийской символики:

  1. для обозначения:
    1. юридических лиц (в том числе в их наименованиях), объектов, принадлежащих юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. При этом допускается использование символики в наименованиях государственных некоммерческих организаций физической культуры и спорта, средних школ – училищ олимпийского резерва и принадлежащих им объектов;
    2. товаров, которые производятся, хранятся, перевозятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот (в том числе на этикетках, упаковках, в товарных знаках, маркировке);
    3. выполняемых работ и (или) оказываемых услуг (в том числе в знаках обслуживания);
  2. в эксплуатационной и иной документации в отношении товаров, вводимых в гражданский оборот, выполняемых работ и (или) оказываемых услуг.

Право на такое использование может быть предоставлено Международным олимпийским комитетом (Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь с разрешения Международного олимпийского комитета) или Международным паралимпийским комитетом (Паралимпийским комитетом Республики Беларусь с разрешения Международного паралимпийского комитета).

Ранее выданные  свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания, содержащие олимпийскую, паралимпийскую символику, действуют до истечения срока, на который они выданы. Продление срока действия регистрации этих товарных знаков и знаков обслуживания допускается при условии получения соответствующего разрешения.

Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2016 № 440 «Об использовании олимпийской, паралимпийской символики» вступает в силу с 08.06.2017, за исключением пп. 3-5, вступивших в силу с 08.12.2016.

С официальным текстом документа можно ознакомиться, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2hmmHPW.

Нарушения антимонопольного законодательства

Утверждена Инструкция о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящий момент Инструкция о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.06.2015 № 34, пока не отменена.

Как и ранее, закреплено, что факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом на основании:

  1. документов и (или) сведений, поступающих из государственных органов и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  2. обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, содержащих сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  3. сведений, полученных в рамках осуществления антимонопольным органом установленных законодательством полномочий и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  4. сведений, полученных из сообщений в средствах массовой информации и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  5. документов и (или) сведений, полученных в результате проведенной антимонопольным органом в установленном законодательством порядке проверки и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение.

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.11.2016 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства» вступило в силу с 08.12.2016.

С официальным текстом документа можно ознакомиться, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2ghmMPU.

ЕТКС и ЕКСД

Закреплено, что ЕТКС применяется для разработки образовательных стандартов.

Определено, что:

  • тарификация рабочих – это присвоение рабочим разрядов на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ;
  • профессиональный стандарт – это характеристика содержания трудовых функций и требования к квалификации работников, необходимой для их выполнения.

Нанимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик либо профессиональных стандартов, содержащихся в квалификационных справочниках.

Исключена норма о том, что руководитель организации имеет право понизить рабочему квалификацию на один разряд сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ.

В общих положениях ЕКСД изменена норма о назначении на должность служащих. Так, наниматель в порядке исключения может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом могут учитываться (ранее – «при этом учитываются»): уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, при этом может учитываться наличие (ранее – «при условии наличия») у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях. Присвоенная в указанном порядке квалификационная категория может быть как последующей, так и внеочередной.

Постановление Министерства труда и социальной защиты от 28.11.2016 № 69 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 и от 2 января 2012 г. № 1» вступает в силу с 19.12.2016. С официальным текстом документа можно ознакомиться, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2hs4JHO.

Определение подсудности дел в системе судов

30 ноября 2016 г. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление № 7 «О некоторых вопросах определения подсудности гражданских и экономических дел в системе судов общей юрисдикции» (далее – постановление № 7).

Отмечается, что подсудность дел по жалобам на действия судебного исполнителя определяется с учетом норм того процессуального кодекса, на основании которого осуществлялась выдача и предъявление к исполнению исполнительного документа. Если исполнительный документ выдан и предъявлен к исполнению в порядке, установленном нормами ГПК, дело подсудно районному (городскому) суду, если в порядке, установленном нормами ХПК, – экономическому суду.

Постановление № 7 вступило в силу с 30.11.2016. С текстом документа можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2hvVKqq.

Практика применения судами законодательства о труде

7 декабря 2016 г. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление № 8 «О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» и  применении  отдельных  положений  Декрета  Президента  Республики  Беларусь  от  15 декабря 2014 г. № 5 «Об  усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – постановление № 8).

Отмечается, что при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарных взысканий в виде увольнения не все суды учитывают, что поводом для увольнения работника по п. 4 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) не может служить проступок, совершенный до наложения последнего из образующих систему дисциплинарного взыскания. Не по всем делам о прогулах (п. 5 ст. 42 ТК) суды надлежащим образом проверяют доводы уволенных лиц об уважительности причин отсутствия на работе.

Верховный Суд постановил, что, разрешая споры об отмене дисциплинарного взыскания, судам необходимо устанавливать, имело ли место нарушение работником возложенных на него трудовых обязанностей, соблюдены ли нанимателем порядок и условия применения дисциплинарного взыскания, соответствует  ли  тяжести совершенного проступка избранная мера дисциплинарного взыскания. При этом следует учитывать, что применение меры взыскания за отказ от работы возможно только в случаях, когда поручаемая работа входит в круг трудовых обязанностей работника.

Разъяснено, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения за систематическое неисполнение работником без уважительных причин возложенных на него обязанностей может быть применено лишь в случае, когда к работнику ранее уже применялись меры дисциплинарного взыскания, однако после этого он вновь совершил проступок. Проступок, совершенный до наложения последнего из образующих систему дисциплинарного взыскания, поводом к увольнению служить не может.

С текстом документа можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь, перейдя по короткой ссылке http://bit.ly/2hkZ2yG.

397 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Новые возможности: государственная регистрация субъектов хозяйствования у нотариуса

Одним из новшеств 2018 г. стало появление процедуры представления электронных документов для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимател...
№ 5, май 2018 Шамак Дарья,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2251

Антимонопольное регулирование: кого и от чего защищает и какие изменения в новом законе (аудио)

Татьяна Игнатовская, адвокат, партнер АБ «Степановский, Папакуль и партнеры», член совета Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» расс...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 795