«Результаты анализа свидетельствуют, что правоприменительная практика Указа № 488 препятствует нормальному осуществлению деятельности и создает атмосферу презумпции виновности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), совершающих или совершивших ранее сделки с участием контрагентов, впоследствии признанных контролирующими органами лжепредпринимательскими структурами», — говорится в записке. Изменения необходимы также для защиты добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и ограничения срока ретроспективного применения норм.
Также в записке говорится, что сейчас у добросовестных контрагентов нет средств, чтобы обеспечить свою защиту. Для минимизации риска юридические компании рекомендуют произвести множество действий, которые, к сожалению, не обеспечат гарантии их защиты от применения санкций: отслеживать данные реестра коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере; изучить всю возможную информацию о будущем контрагенте в Интернете и отзывы о нем; проверить, имеют ли полномочия представители компании представлять интересы и подписывать документы; посетить офис партнера для установления его достоверного местонахождения; проверить остальные контактные данные.
В дополнение ко всему, при обнаружении лжепредпринимательской структуры Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля выносятся предписания всем субъектам, которые когда-либо совершали с ней сделки, после чего юридическое лицо или ИП обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины), представить в ИМНС уточненную декларацию и в течение 20 рабочих дней с даты получения такого предписания проинформировать орган финансовых расследований о принятых мерах по выполнению предписания с приложением подтверждающих документов. Если же субъект решил обжаловать предписание, то орган финансовых расследований может назначить и провести проверку юридического лица или ИП либо все документы отправить в ИМНС по месту постановки на учет для проведения проверки (что чаще всего и происходит). Данные действия ставят под угрозу деловую репутацию субъекта хозяйствования и чаще всего заканчиваются большими суммами платежей.
«Поскольку необходимость проверять расположение партнера по юридическому адресу появилась лишь с 1 января 2013 года, а ретроспективное применение Указа № 488 не ограничено никаким сроком, то под сомнение ставятся сделки 2010–2011 годов и практически ни одно из действующих юридических лиц или ИП не могут быть гарантированы от получения предписаний ДФР», — говорится в записке. Так, большинство субъектов внесены в реестр только из-за нерасположения по своему юридическому адресу (по состоянию на апрель 2017 г. — 5,4 тыс.), и только малая часть была признана лжепредпринимательскими субъектами на основании приговора суда (257 субъектов).
Источник: БелТА