Содержание:
Чем вызвана проблема?
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) периодически, еще до вступления в силу Указа, размещало и продолжает размещать на своем официальном сайте разъяснения о применении его норм. Существенным является то, что основным органом, разъясняющим нормы Указа, является Министерство информации Республики Беларусь (п. 9 Указа), что, по нашему мнению, не может не оказывать влияния на подходы к решению спорных вопросов, связанных с Указом.
Ассоциация рекламных организаций направляла запрос в Министерство информации Республики Беларусь следующего содержания (текст вопроса и ответа размещен на сайте Ассоциации): «Признается ли плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы белорусский рекламодатель, если он является заказчиком данной услуги у рекламного агентства (заключает с ним договор на оказание услуг по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь), а рекламное агентство в рамках оказания услуг размещает (распространяет) рекламу белорусского рекламодателя у рекламораспространителя, редакциями (собственниками) которого не являются государственные органы или организации?»
Справочно.
Рекламное агентство — юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (п. 5 Приложения к Указу).
Редакция — юридическое лицо, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации (п. 4 Приложения к Указу).
Ответ на запрос
Министерство информации Республики Беларусь ответило следующим образом.
Белорусский рекламодатель в соответствии с нормами Указа будет признан плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы. Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость (aro.by/?p=6422).
Позиция МАРТ
Поскольку регулятором рекламного рынка является МАРТ, автором был направлен запрос в МАРТ с целью получения разъяснений по данной ситуации.
Итогом стало разъяснение МАРТ, размещенное на сайте, о том, что белорусская компания будет являться плательщиком сбора с суммы договора, заключенного с рекламным агентством. При этом при заключении впоследствии рекламным агентством договора с рекламораспространителем о размещении (распространении) вышеуказанной рекламы рекламное агентство в силу абз. 8 ч. 1 подп. 2.4 п. 2 Указа № 131 плательщиком сбора являться не будет (во избежание двойного обложения сбором размещения (распространения) одной и той же рекламы).
Позиция автора
Выводы, указанные в ответах государственных органов, представляются неверными по следующим основаниям.
Плательщики сбора
Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями (подп. 2.1 п. 2 Указа).
Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) рекламодатель — это организация или гражданин, которые соответствуют одному из критериев:
- их деятельность или товары рекламируются;
- они определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
- они предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.
Объект обложения сбором
Объект обложения сбором — размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (подп. 2.3 п. 2 Указа).
Порядок исчисления сбора
В подп. 2.5 п. 2 Указа закреплено, что базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Справочно.
Отчетным периодом сбора является календарный квартал (подп. 2.7 п. 2 Указа).
Услуги по размещению (распространению) рекламы оказывают рекламораспространители. Ими могут являться, например, операторы наружной рекламы, которые размещают рекламу на принадлежащих им средствах наружной рекламы; ТВ-канал, показывающий рекламный ролик; газета, печатающая рекламу; владелец интернет-сайта, размещающий чужой рекламный баннер, и т.д.
Справочно.
Рекламораспространитель — организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств (ст. 2 Закона о рекламе).
Таким образом, необходимо оценить:
- какие услуги кому оказываются;
- статус того, кто оказывает услуги.
Вывод
Прежде всего важно отметить, что термин «рекламное агентство» в понимании Указа и термин «рекламное агентство» в понимании рынка — это не одно и то же.
Согласно определению, приведенному в Указе, рекламное агентство — это любая белорусская компания (индивидуальный предприниматель), которая предоставляет чужую рекламу рекламораспространителю как вид услуг, даже если ее основной деятельностью является оптовая торговля или разработка программного обеспечения.
В понимании рынка рекламное агентство — это компания, которая занимается рекламой в широком смысле: оказывает услуги по разработке рекламных концепций, созданию рекламных роликов, баннеров, слоганов, организации и проведению рекламных мероприятий и в том числе по передаче рекламы для размещения, например, на телевидении или радио по разработанному медиаплану.
В отношениях, когда рекламное агентство, как посредник, предоставляет чужую рекламу для размещения, например, на радио, агентство, согласно определению из Закона о рекламе, становится рекламодателем и при выполнении других условий Указа — плательщиком сбора. Этим «другим условием» является реклама нерезидента, потому что она специально и отдельно поименована в Указе.
А именно, в подп. 2.4 п. 2 Указа установлено, что не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы, в частности, предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:
- деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;
- деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.
В свою очередь в договорных отношениях между белорусской компанией и рекламным агентством, когда белорусская компания заказывает у рекламного агентства услугу передать рекламу на размещение рекламораспространителю, отсутствует «рекламораспространитель» как таковой: рекламное агентство не является в данных отношениях рекламораспространителем, поскольку не размещает рекламу своего клиента. А по Указу именно факт размещения (распространения) признается объектом обложения сбором.
Если рекламу рекламораспространителю предоставляет рекламное агентство, то сбор не уплачивается. Однако если это реклама иностранного рекламодателя, то сбор необходимо будет уплатить.
Рекламное агентство может быть признано рекламораспространителем в ситуации, когда оно само размещает рекламу своего клиента — белорусской компании (например, штатные сотрудники раздают на улице листовки). В этой ситуации, однако, «рекламное агентство» перестает соответствовать термину, определение которого дано в Указе.
Таким образом, в ситуации, когда рекламное агентство отдает рекламу белорусской компании — рекламораспространителю для размещения, оно становится рекламодателем. В таком случае мог бы возникать объект для сбора, если бы не было предусмотренного Указом исключения.
Резюме
Вопрос необходимости уплаты рекламного сбора в рассмотренной ситуации на сегодняшний день является дискуссионным. Несмотря на однозначную позицию государственных органов о необходимости его уплаты белорусской компанией, существует ряд весомых аргументов, приведенных в данном материале, о том, что такая позиция не является бесспорной.
Дополнительно по теме:
>>Лаберко Я. Указ № 93: что должен знать бизнес