Вы на портале

Что ждет торговлю и общепит?

8 августа закончилось общественное обсуждение проекта изменений в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Проект и Закон соответственно), положения которого направлены на упрощение порядка осуществления данных видов деятельности.

Рассмотрим основные изменения, которые могут затронуть торговлю и общественное питание и на которые стоит обратить внимание.


Малахова Анастасия
Малахова Анастасия

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Ерёменко Полина

Практикант АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»


9853 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Терминология

Проектом вводится ряд новых терминов, а также изменяется содержание уже существующих.

Например, вводится термин «кейтеринг» — способ осуществления общественного питания, который, во-первых, происходит вне самих объектов питания и, во-вторых, при котором субъектом общепита по заказам покупателей и в указанных местах осуществляется организация продажи продукции общепита и товаров, как с организацией, так и без организации потребления продукции общественного питания.

Термин «розничная торговля» расширяется по субъектному составу. Проект относит к розничной торговле продажу товаров для личного и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, производителями через свои фирменные магазины, которые не имеют статуса юридического лица.

Декрет № 7

Некоторые изменения направлены на приведение Закона в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).

1. Предусмотрен переход на уведомительный порядок начала осуществления торговли с последующим включением информации в Торговый реестр в течение 5 дней со дня начала осуществления торговли при направлении уведомления (п. 4 ст. 10 Проекта).

2. Субъектам торговли предоставлено право самостоятельно определять режим работы. Исключение будет составлять режим работы после 23 часов и до 7 часов, который должен быть согласован с местными исполкомами (абз. 3 подп. 1.5 п. 1 ст. 10 Проекта).

Справочно. 
Сейчас права самостоятельно определять режим работы и не представлять сведения о розничном (оптовом) товарообороте установлены абз. 3 и 8 подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7.

3. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 22 действующей редакции Закона Торговый реестр предусматривает включение в него (на основании заявлений субъектов торговли и общепита) сведений о розничном и оптовом товарообороте, об удельном весе торговых сетей, перечень которых определяется МАРТ, в общем товарообороте.

Проект исключает обязанность по предоставлению таких сведений (п. 1 ст. 20).

Отбор контрагентов

Уточняются требования к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров, заключаемых между субъектом торговли (общепита) и поставщиком продовольственных товаров (ст. 12 Закона).

Планируется дифференцировать порядок предоставления поставщиком информации об условиях отбора контрагентов для субъектов торговли или общепита, осуществляющих деятельность посредством сети.

Если годовой товарооборот поставщика составляет 80 000 и более базовых величин, он обязан размещать информацию об условиях отбора контрагентов на своих сайтах, а в случае получения запроса информации от непосредственного контрагента — в 14-дневный срок со дня получения запроса. Если же годовой товарооборот поставщика менее 80 000 базовых величин, то доступ к информации должен быть обеспечен любым способом.

Информация должна содержать перечень закупаемых товаров, сроки и порядок поставки (предъявляемые требования об отгрузке товаров получателям, их доставке, условиях принятия и выборке), порядок расчетов и пр.

Справочно.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона не допускается установление в договорах поставки продовольственных товаров:
— запрета на перемену лиц в обязательстве, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета;
— требования о внесении поставщиком платы за право поставок товаров в торговые объекты и объекты общепита;
— обязательства субъекта торговли или общепита оказывать поставщику услуги по рекламированию товаров, маркетингу и т.д.

Запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров отдельных условий, предусмотренных в настоящее время п. 4 ст. 12 Закона, будет действовать для «сетевиков» (субъекты розничной торговли и общепита, работающие посредством сети) и поставщиков (п. 4 ст. 19 Проекта). Сейчас же, напомним, такие ограничения по кругу субъектов отсутствуют.

Кроме того, «сетевикам» и поставщикам запрещается навязывать контрагентам условия о возврате нереализованных товаров, срок годности (хранения) которых истек, а также о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока (п. 5 ст. 19 Проекта).

Оплата продовольственных товаров

Действующим Законом определено, что, если цены на социально значимые товары не урегулированы МАРТ, стороны определяют срок оплаты, руководствуясь самим Законом, — тогда срок оплаты зависит от срока годности (хранения) товаров. Так, товары нужно оплатить не позже 10 календарных дней со дня приемки при сроке годности меньше 10 дней; 30 дней — при сроке годности от 10 до 30 дней и т.д.

Проект уточняет порядок исчисления таких сроков оплаты — со дня фактической приемки товара (п. 9 ст. 19). Сроки должны быть выполнены при условии передачи поставщиком документов, относящихся к товарам. Требования, установленные ст. 19 Проекта, будут распространяться в том числе и на действия (бездействие) лиц, входящих с субъектом торговли (общепита) или поставщиком в одну группу лиц, осуществляющих деятельность на соответствующих товарных рынках.

Справочно. 
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» группа лиц — это совокупность физических (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам:
— хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если таковые в силу своего участия в этом хозяйственном обществе <...> обладают более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) этого общества;
— физическое (юридическое) лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйствующего субъекта — юридического лица или если эти лица вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
— хозяйствующие субъекты — юридические лица, в которых одни и те же лица обладают в совокупности более чем 50 % общего количества голосов, и т.д.

Защита конкуренции

Глава 4 Проекта обновляет требования, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общепита.

Пунктом 5 ст. 2 Проекта предусмотрена норма, согласно которой установленные главой 4 антимонопольные требования, запреты на действия (бездействие) субъектов торговли (общепита) распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц.

Справочно.
Пункт 4 ст. 26 действующей редакции Закона устанавливает запрет для субъектов торговли, доля которых в объеме розничного товарооборота в границах Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены их торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь.

Также Проектом имплементируется норма абз. 8 подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7, в силу которой субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством торговой сети или крупного магазина, самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год.

Проектом (п. 4 ст. 24) предусматривается, что доля в объеме розничного товарооборота должна быть рассчитана и сведения о ней должны быть направлены в МАРТ не позднее 10 рабочих дней с даты опубликования на сайте Национального статистического комитета статистической информации о розничном товарообороте продовольственных товаров за год в разрезе г. Минска, городов областного подчинения, районов.

С даты опубликования указанных сведений и до момента расчета доли субъекты не вправе совершать сделки по приобретению, аренде дополнительной торговой площади в этих границах для осуществления розничной торговли по любым основаниям <...> или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (п. 5 ст. 24 Проекта). Запреты на расширение площадей не будут распространяться на введение в эксплуатацию и осуществление торговли продовольственными товарами в торговых объектах, строительство которых начато в период, когда размер доли субъекта не превышал 20 %.

К каким изменениям нужно быть готовым бизнесу и общепиту?

1. Проект позволит относить к розничной торговле продажу товаров производителями через свои фирменные магазины, которые не имеют статуса юридического лица.

2. Если годовой товарооборот поставщика составляет 80 000 и более базовых величин, он обязан размещать информацию об условиях отбора контрагентов на своем сайте, а в случае получения запроса о такой информации от контрагента — в 14-дневный срок со дня получения запроса (если товарооборот менее 80 000 БВ — обеспечить доступ к информации любым способом).

3. Информация об условиях отбора контрагента должна содержать в том числе перечень закупаемых товаров, сроки и порядок поставки (предъявляемые требования об отгрузке товаров получателям, их доставке, условиях принятия и выборке), порядок расчетов и пр.

4. Субъектам торговли (общепита), осуществляющим деятельность посредством сети, также запрещается навязывать контрагенту условия о возврате нереализованных товаров, срок годности (хранения) которых истек, а также о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.

5. Сроки оплаты продовольственных товаров, установленные в настоящее время п. 7 ст. 12 Закона, будут действовать только в отношении субъектов торговли и общепита, осуществляющих деятельность посредством сети. Определяется порядок исчисления таких сроков — со дня фактической приемки.

6. Доля в объеме розничного товарооборота должна быть рассчитана и сведения о ней должны быть направлены в МАРТ не позднее 10 рабочих дней с даты опубликования на сайте Национального статистического комитета статистической информации о розничном товарообороте продовольственных товаров за год.

9853 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме