Вы на портале

Декрет № 7: что ожидает бизнес в 2018 году?

С 26 февраля 2018 г. для ведения бизнеса начнут действовать новые правила, направленные на упрощение и корректировку деятельности субъектов хозяйствования: саморегулирование бизнеса, заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов экономической деятельности, соразмерность наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям и др. 

- Насколько Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) поможет бизнесу? 

- Все ли спорные практические аспекты учтены? 

- Какие сферы получат наибольшие преференции от законодателя? 

Рассмотрим существенные изменения, которые повлияют на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обновлено
Малиновский Евгений

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Технологии и право»

Веремеев Александр
Веремеев Александр

юрист, Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Слепич Максим
Слепич Максим

юрист

Челышева Ирина

юрист, Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Анискевич Анна
Анискевич Анна

Руководитель практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA

10986 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Александр Веремеев, юрист, Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»  

Ирина Челышева, юрист, Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Субсидиарная ответственность: получил ли бизнес право на ошибку?

Одним из самых ожидаемых нововведений, предусмотренных Декретом № 7, являются измененные основания привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве. Представители бизнеса надеются, что новые правила помогут прекратить сложившуюся негативную практику взыскания долгов компании с ее директора и участников.

В чем была проблема?

До настоящего времени субсидиарная ответственность при банкротстве устанавливалась ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), согласно которой ответственность по не погашенным при банкротстве обязательствам должника возлагалась на ответственных лиц в случае, если банкротство должника вызвано такими лицами.

Такая расплывчатая формулировка установила широкие границы ее толкования. К ответственности привлекали не только за действия, но и чаще за бездействие, приведшее к банкротству при наличии вины, которая выражалась в форме умысла и неосторожности.

Справочно.
Нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» о субсидиарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры банкротства, продолжают самостоятельно действовать в отношении процедуры ликвидации.

Практика применения данной нормы в конечном итоге привела к тому, что большинство исков о привлечении к субсидиарной ответственности удовлетворялись судами, несмотря на то, что процент исполнения таких решений был минимальным (ответчики заранее избавлялись от имущества, которое могло стать интересом судебного исполнителя).

Де-факто существование в Беларуси института ограниченной ответственности участников по долгам компании было поставлено под сомнение. Под «каток» субсидиарной ответственности стали попадать и иностранные участники белорусских компаний, что резко негативно повлияло на местный инвестиционный климат.

В особой опасности находился директор компании, который в одночасье мог получить все долги компании, в том числе накопившиеся не за его период работы.

Справочно
Субсидиарная ответственность: как кредитору получить возмещение своих потерь и как от нее защититься управленцу.

Изменится ли ситуация?

Декрет № 7 установил новые основания привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве — ответственность наступает только в том случае, если банкротство вызвано виновными (умышленными) действиями.

В этот раз мы имеем дело с нормой, которая четко конкретизирует форму вины — умысел, а способ выражения правонарушения — исключительно действие. Для привлечения к ответственности судом должно быть установлено, что именно умышленные действия ответчика привели к банкротству компании. Иными словами, для того чтобы привлечь лицо к субсидиарной ответственности по долгам банкрота, в суде должно быть доказано, что своими умышленными действиями (например, путем совершения сделок по выводу активов), то есть с осознанием их возможных негативных последствий (в виде банкротства), данное лицо привело компанию к ситуации, когда расчет с кредиторами стал невозможен.

Нельзя забывать и о том, что обязательным элементом доказывания в таком деле является причинная связь между умышленными действиями лица и банкротством. Суд в данном контексте должен будет четко устанавливать именно те действия или их совокупность, совершенные умышленно, в результате которых компания была доведена до банкротства. Отрицательные экономические показатели, неудачные сделки и иные действия, совершенные как результат реализации права на предпринимательский риск на каком-либо из этапов работы компании, не должны становиться основанием субсидиарной ответственности.

Отметим, что формулировка Декрета № 7 соотносится с положениями ст. 240 УК «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)» (основные квалифицирующие признаки — личный интерес или интересы иных лиц и ущерб в 250 и более базовых величин), что, конечно, не будет отменять имеющую гражданско-правовой характер субсидиарную ответственность при банкротстве.
Должны выводиться из-под риска субсидиарной ответственности пассивные участники компании за разные формы бездействия, за исключением случаев, когда они намеренно принимают решения, влекущие банкротство компании. В ситуациях, когда участники просто не интересуются деятельностью компании, не участвуют в собраниях, не утверждают годовую бухгалтерскую и финансовую отчетность, не назначают аудитора или ревизора, субсидиарной ответственности быть не должно.

Справочно.
Самостоятельное основание для привлечения к субсидиарной ответственности по ст. 11 Закона о банкротстве — неподача (несвоевременная подача) заявления о банкротстве в установленные сроки — не должно применяться как противоречащее норме Декрета № 7, имеющей большую юридическую силу по сравнению с Законом о банкротстве.

В соответствии с прежней нормой если предыдущий и новый директора совершали невыгодные сделки, которые только в совокупности привели к банкротству, то к ответственности могли быть привлечены оба. Согласно же новой норме к ответственности может быть привлечен только последний директор, так как отдельно действия предыдущего директора не приводили к банкротству, соответственно, последствия в виде банкротства не могли охватываться его умыслом.

Имеют ли обратную силу новые правила?

Справочно
Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности бывшего директора? 
Читайте в статье управляющего партнера ООО «Юридическое агентство "КлеверКонсалт"» А. Данильченко.

В ч. 6 ст. 104 Конституции Республики Беларусь указано, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Согласно ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» для придания соответствующей норме обратной силы необходимо, чтобы:

  • норма смягчала или отменяла ответственность;
  • либо в отношении нормы было прямое указание в нормативном правовом акте о придании ей обратной силы.

Анализ данных правил позволяет прийти к выводу, что если норма смягчает или отменяет ответственность, то необязательно специально указывать на ее обратную силу в самом нормативном правовом акте. Этот принцип должен применяться в том числе и к Декрету № 7 в части применения к внедоговорной гражданско-правовой субсидиарной ответственности (опуская нюансы о классификации ответственности).

При этом юридический состав противоправного деяния может считаться «закрытым» в рассматриваемом случае только при наступлении последствий. Соответственно, даже если сами действия произошли до вступления Декрета № 7 в силу, а их последствия имеют место после, то на основании ст. 4 ГК (акты законодательства применяются к отношениям, возникшим до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие) применяются нормы Декрета. Данный подход должен использоваться при пересмотре судебных решений, вынесенных до 26 февраля 2018 г. и не вступивших в законную силу.


Максим СЛЕПИЧ, старший юрист ООО «Арцингер и партнеры

Торговля и общественное питание

Уведомительный порядок начала деятельности

Декретом № 7 утвержден перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполком. Для целей настоящей статьи к ним относятся:

• розничная и оптовая торговля (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получать специальное разрешение (лицензию));

• предоставление услуг общественного питания.

Чтобы начать осуществлять указанные выше виды деятельности, достаточно будет письменно уведомить местный исполком через службу «одно окно» или путем заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо подать уведомление через единый портал электронных услуг (portal.gov.by).

При этом в части четвертой подп. 3.2 п. 3 Декрета № 7 отмечено, что законодательными актами или в соответствии с ними может быть преду-смотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности. Так, Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З) устанавливает, что стационарный и нестационарный торговые объекты, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр Республики Беларусь (п. 3 ст. 13, п. 6 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 17 Закона № 128-З). Как следствие, Декрет № 7 не отменяет последующее включение в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы и прохождение других административных процедур. Полагаем, что иной вывод можно будет сделать после утверждения нового перечня административных процедур для субъектов хозяйствования.

Согласование режима работы и предоставление отчетности

Субъекты хозяйствования получат право самостоятельно устанавливать режим работы своих розничных торговых объектов и объектов общепита, режим работы без (вне) этих объектов, торговых центров, рынков без согласования с местными властями и госорганами. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который по-прежнему будет подлежать согласованию с местным исполкомом.

Также будет исключена обязанность предоставлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина (3000 м2 и более), самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год (абз. 8 подп. 4.1 п. 1 Декрета № 7).

Представляется, что соответствующие изменения будут внесены в Закон № 128-З, а также ряд постановлений Совета Министров, Министерства торговли и МАРТ.

Организация и проведение выставок и ярмарок

Субъекты хозяйствования смогут самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь, а также организовывать и проводить ярмарки по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту их проведения. Это расширяет права бизнеса по сравнению с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2012 № 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности».

Объекты общественного питания

Субъекты хозяйствования получат право изготавливать и реализовывать в объектах общепита продукцию с объемной долей этилового спирта более 7 % путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. При этом не потребуется ни получать лицензию на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, ни подтверждать соответствие таких наливок и настоек в обязательном порядке.

Кроме того, в объектах общественного питания будет отменена предельная наценка на производимые на территории Республики Беларусь и реализуемые в таких объектах в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28 % (абз. 7 подп. 4.1 п. 1 Декрета № 7).

Создавать объекты общепита можно будет без подразделения их на типы и классы, а при разработке ассортиментных перечней продукции общественного питания станет необязательно придерживаться требований обязательного ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного МАРТ.

Также субъекты общественного питания смогут самостоятельно определять порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей. Полагаем, что соответствующая Инструкция, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 28.04.2014 № 13, будет отменена.

Размещение торговых объектов и объектов общепита

Стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры можно будет создавать вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не будут нарушаться требования градостроительной документации.

Справочно.
Декретом № 7 также утверждены общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, которые обязаны соблюдать субъекты торговли. По сравнению с действующим законодательством нормы систематизированы и сокращены.

Субъекты торговли и общепита будут вправе использовать для размещения своих объектов недвижимость:

  • не соответствующую требованиям технических нормативных правовых актов к строительству, если на дату ввода в эксплуатацию такая недвижимость уже соответствует этим требованиям;
  • по назначению, которое отличается указанного в документах ЕГРНИ (без проведения реконструкции), если при этом будут нарушаться права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. Ограничение установлено в отношении размещения в нежилых помещениях жилых домов объектов, предусмотренных в части первой п. 9 ст. 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь (подп. 5.12 п. 5 Декрета № 7).

Налогообложение интернет-магазинов и маркетплейсов

Согласно подп. 5.2 п. 5 Декрета № 7 предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) с 1 января 2018 г. тем субъектам хозяйствования, которые:

  • осуществляют розничную торговлю через интернет-магазин;
  • посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет оказывают услуги или предоставляют права, связанные с размещением информации о субъекте торговли (или о продаже им товаров), содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или гиперссылку на него.

На указанных субъектов не будут распространяться положения подп. 5.1.2-4 п. 5, абз. 3 подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК, которые вводят ограничения для перехода на УСН по виду деятельности. При этом запрет на применение УСН для организаций или ИП, которые в 2017 г. сменили УСН на другую систему налогообложения (абз. 3 ч. 1 п. 6-1, п. 7 ст. 286 НК), также упразднен.


Евгений Малиновский, управляющий партнер адвокатского бюро Евгения Малиновского

Транспорт и реклама

Как изменились требования к оформляемым при перевозках документам?

Для субъектов хозяйствования облегчен доступ на рынок перевозок, а также снижены требования к условиям работы и оформляемым при перевозке документам.

Надо отметить, что в последние 2–3 года шла большая работа по изменению законодательства в данной сфере в связи с выявленными проблемами в правоприменительной практике в отношении оформления необходимых документов при транспортировке товаров. Из-за этого многие перевозчики были привлечены к ответственности с наложением административных взысканий в виде конфискации грузов или взыскания их стоимости. Так, в марте 2015 г. устранено требование об оформлении внутриреспубликанской ТТН дополнительно к уже оформленному транспортному документу при доставке грузов в международном сообщении (автомобильная CMR, авиационная AWB, железнодорожная накладная (СМГС)). Затем в марте 2016 г. было установлено, что международная перевозка, начинаемая на территории Республики Беларусь, может осуществляться по СМR-накладной, соответственно, не требуется наличие одновременно двух транспортных документов — СМR-накладной и внутренней ТТН-1. Тогда же были введены достаточно четкие критерии разграничения ответственности между грузоотправителем и перевозчиком за сопровождающие перевозимый груз документы.

Декретом № 7 тенденция упрощения порядка оформления документов продолжена. Так, субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности впредь не будут оформлять путевые листы, являющиеся сейчас обязательными к оформлению в силу п. 2 ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Также перевозка отходов производства при наличии ТТН будет производиться без оформления сопроводительного паспорта перевозки таких отходов.

Как будет осуществляться допуск лиц к выполнению международных автомобильных перевозок?

Во-первых, Декретом № 7 отменяется требование о наличии двухлетнего стажа управления транспортными средствами (составами) соответствующей категории для водителей в международных перевозках. Во-вторых, отменяется проводимое в настоящее время предрейсовое и иное медицинское обследование водителей в международных перевозках. Вместо этого предусмотрен допуск водителей с использованием приборов (экспресс-тестов), предназначенных для определения концентрации паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе (наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ).

Отменят ли лицензирование услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом?

Наиболее существенное изменение в транспортной деятельности, внесенное Декретом № 7, связано с введением уведомительного порядка о начале предоставления услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом взамен лицензирования такой деятельности, предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исключение в соответствии с Декретом № 7 составят перевозки пассажиров и багажа в регулярном сообщении (когда требуется лицензия на городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров) и для обеспечения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (когда лицензия не требуется).

Реклама: просто и без лишних согласований?

Декрет № 7 коснулся и правового регулирования рекламной деятельности. В данной сфере упрощается порядок совершения действий, связанных с размещением наружной рекламы и рекламы на транспорте.

Со вступлением в силу Декрета № 7 субъекты хозяйствования получат возможность осуществлять действия, связанные с получением, продлением и переоформлением разрешения на размещение средства наружной рекламы, по принципу «одно окно» в сокращенные по сравнению с ранее действовавшими сроками.

Также субъекты хозяйствования освобождаются от обязанности по разработке проектной документации для размещения средства наружной рекламы, которая в настоящее время может быть возложена на них местным исполнительным и распорядительным органом. Субъектам хозяйствования отныне будет предоставлено право размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания (изображение, сюжет и пр.) с местными исполкомами, а также иными госорганами (за исключением рекламы специфических товаров (работ, услуг)).

Наконец, субъектам хозяйствования разрешено при проведении конкурсов или иных культурных мероприятий в объектах общественного питания осуществлять бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков.


Анна АНИСКЕВИЧ, адвокат Адвокатского бюро «РЕВЕРА»

Строительство

Будет ли упрощен порядок проведения работ по капитальному ремонту и технической модернизации?

Во-первых, заказчиком строительства при проведении указанных работ может выступать лицо, которому объект недвижимости принадлежит на ином вещном праве, нежели право собственности, при условии получения предварительного письменного согласия собственника такого имущества. Фактически это означает, что, например, арендатор имущества при письменном согласии собственника уполномочен производить строительные работы по капитальному ремонту и технической модернизации в отношении объекта аренды.

Во-вторых, Декрет № 7 предусматривает изъятие из общего правила относительно наличия строительных допусков у юридического лица, которое осуществляет капитальный ремонт и техническую модернизацию в отношении объектов 1–4-го классов сложности.

Так, Декрет № 7 устанавливает, что выполнение работ по капитальному ремонту и технической модернизации не требует наличия аттестата соответствия. Поскольку не установлено иное, то названные работы могут выполняться без аттестации участников строительства на объектах любого класса сложности.

В-третьих, для капитального ремонта и технической модернизации заказчик не обязан получать разрешительную документацию на строительство, выдаваемую местными исполнительными и распорядительными органами, — разрешение на строительство, технические условия, заключения согласующих организаций, архитектурно-планировочное задание.

Как будет согласовываться порядок выполнения строительно-монтажных работ?

На сегодняшний день строительно-монтажные работы могут быть начаты после получения в органе государственного строительного надзора соответствующего разрешения (за исключением объектов, в отношении которых, согласно нормам законодательства, получение такого разрешения не требуется).

Вместе с тем исходя из положений Декрета № 7 к выполнению строительно-монтажных работ можно приступать после направления соответствующего уведомления в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор). Отметим, что соответствующий порядок законодательно пока не урегулирован.

Будет ли отменена аттестация юридических лиц при разработке предынвестиционной документации?

С 2014 г. разработка предпроектной документации является неотъемлемой стадией реализации проекта по строительству объекта. Для осуществления такой деятельности требовался аттестат соответствия на разработку предпроектной документации.

Вместе с тем, хотя Декрет № 7 не отменяет рассматриваемую стадию как обязательную часть проекта, он отменяет необходимость получать аттестаты соответствия для занятия такой деятельностью.

Как будет осуществляться проверка объекта при приемке его в эксплуатацию?

В соответствии с действующим законодательством при приемке объекта в эксплуатацию заказчику строительства необходимо получить заключения организаций, перечень которых установлен законодательно.

На практике при предоставлении таких заключений организации, ответственные за их выдачу, зачастую отказывают на том основании, что проектная документация не соответствует текущим строительным нормам (хотя на момент окончания проектирования проект в полном объеме соответствовал законодательству).

Декрет № 7 устанавливает, что при приемке объекта осуществляется проверка его соответствия полученным разрешительным документам и утвержденной проектной документации. Это означает, что в случае, если технические нормы проектирования в отношении объекта, который сдается в эксплуатацию, на стадии сдачи отличаются от тех, что действовали на период разработки проекта, будут приниматься во внимание нормы, действовавшие в периоде утверждения проектной документации.

Каков порядок передачи затрат заказчика на строительство объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройство эксплуатирующим организациям?

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов <…>» безвозмездная передача в государственную собственность объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, осуществляется без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на них, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации.

Декрет № 7 уточняет данную норму в части установления конкретного обязательства эксплуатирующих организаций со сроком его исполнения.

В частности, приемка затрат должна быть осуществлена не позднее 3 месяцев со дня приемки объекта в эксплуатацию.

Кроме того, устанавливается, что указанные затраты являются внереализационным расходом заказчика строительства, который учитывается при расчете налога на прибыль, в том числе путем переноса убытков на будущие периоды.

Какие еще изменения в строительной отрасли предусмотрены Декретом № 7?

Декрет № 7 закрепляет сложившуюся до его принятия практику и подход государственных органов к тому, что существует перечень функций заказчика, которые даже при заключении договора на комплексное управление строительной деятельностью (когда все функции заказчика передаются инженеру) и договора подряда при строительстве объектов «под ключ» (когда функции инженера принимает на себя генеральный подрядчик) не подлежат передаче третьим лицам.

Таким образом, данный функционал заказчик оставляет за собой и при этом не получает аттестат соответствия.

На сегодняшний день по общему правилу каждый участник того или иного строительного проекта, строительство которого осуществляется не за счет бюджетных или «околобюджетных» средств, выбирается по процедуре переговоров (упрощенная форма закупки).

В свою очередь Декрет № 7 определяет, что:

  • если для строительства бюджетные или «околобюджетные» средства не привлекались, то процедура закупки может не проводиться в принципе;
  • если необходимо провести аварийно-восстановительные работы (независимо от источника финансирования), то проведение процедуры закупок не является обязательным.

Данное нововведение направлено на упрощение строительного процесса в целом и позволит заказчику самостоятельно и по своим внутренним критериям выбирать того или иного контрагента, с которым он будет участвовать в реализации строительного проекта.

P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!

10986 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме