Какие риски несет невыставление электронных счетов-фактур?
Специалисты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на семинарах и прочих консультациях о работе в новых условиях с 1 июля 2016 г. постоянно декларировали, что цель зачетной системы взимания НДС — принятие к вычету у покупателя тех сумм НДС, которые должны быть уплачены в бюджет продавцом. Исходя из этого сумма (с учетом решения в будущем вопроса об округлении сумм на законодательном уровне), указанная продавцом в декларации по налогу на добавленную стоимость, равна сумме по выставленным электронным счетам-фактурам. А основная задача, которая стоит перед системой камерального контроля, заключается в том, чтобы на стадии приемки налоговых деклараций, то есть до выхода на документальную проверку к плательщику, осуществлять своевременный контроль за полнотой и своевременностью уплаты НДС в бюджет.
В связи с этим продавец, который уклоняется от исполнения обязанностей и не выставляет ЭСЧФ, а направляет декларацию по НДС с суммой согласно первичным учетным документам, не соответствующей сумме выставленных ЭСЧФ, уже рискует получить претензии от контролирующих органов по вопросу достоверности и действительности сведений в налоговой декларации.
Да, с одной стороны, бюджет получит сумму НДС с этого плательщика-продавца, а покупатель не получит вычет НДС. Все хорошо, потерь в бюджете нет, наоборот — прибыло. А с другой стороны, контролирующие органы вправе поинтересоваться, в связи с чем не выставляется ЭСЧФ — может быть, этот плательщик-продавец должен бюджету значительно большую сумму НДС исходя из первичных учетных документов и не выставляет покупателям ЭСЧФ по этим причинам.
Как следствие, такой продавец может подозреваться в умышленном занижении налоговой базы, а это уже в зависимости от сумм состав ст. 243 УК.
Понятно, что по итогу проверки такие подозрения и претензии не подтвердятся, если сумма НДС будет полностью подтверждена первичными учетными документами, однако для субъекта хозяйствования негативен уже сам факт общения с контролирующим органом по данному вопросу.
Начальник главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь Скринников пояснил, что камеральный контроль будет заключаться в следующем: субъект хозяйствования, который является продавцом, не сможет отразить в налоговой декларации сумму НДС меньше, чем он выставил в ЭСЧФ. И плательщик, который является покупателем, не сможет заявить к налоговому вычету сумму НДС больше, чем те, которые указаны в предъявленных ему электронных счетах-фактурах (см.:
http://bit.ly/2c4TvuA (короткая ссылка)).
С 01.01.2017 ЭСЧФ может получить статус первичного учетного документа.
Если законодатель закрепит это на нормативном уровне, то оснований для появления претензий со стороны контролирующих органов уже не будет.
Вместе с тем уже есть информация о том, что с 01.01.2017 ЭСЧФ, возможно, получит статус первичного учетного документа.
Если это будет введено, то вопросы ответственности продавца станут решенными, ЭСЧФ будет обязательным документом для плательщиков НДС при совершении хозяйственных операций, а в случае его отсутствия им грозит конфискация выручки по ст. 12.17 КоАП (см.:
http://bit.ly/2cdS0fd (короткая ссылка)).
Необходимо ли вносить условия об ответственности в текущие договоры с контрагентами?
Читайте по теме: Шпаковский Р. «Электронные счета-фактуры: вносим изменения в договоры» // Юрист. — 2016. — № 7.
На сегодняшний день существует необходимость внесения в договор условий об ответственности до тех пор, пока данный вопрос не решится на законодательном уровне.
Формулировка условия об ответственности для договора возмездного оказания услуг (применимо при отсрочке платежа) может быть следующей:
«2.1.4. Исполнитель обязуется создавать и направлять электронные счета-фактуры на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в порядке, предусмотренном ст. 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.
...
4.5. В случае невыполнения Исполнителем обязанности, указанной в п. 2.1.4 настоящего Соглашения, и необнаружения в установленный срок Заказчиком на Портале электронных счетов-фактур выставленного Исполнителем счета-фактуры (счетов-фактур) Исполнитель обязан в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения уведомления от Заказчика возместить Заказчику сумму НДС, выделенную в первичных учетных документах, путем перечисления данной суммы на расчетный счет Заказчика.
4.6. В случае невозмещения суммы НДС в установленный срок Заказчик имеет право уменьшить суммы оплаты, причитающиеся Исполнителю за оказанные услуги, на сумму НДС путем проведения зачета встречных однородных требований в порядке ст. 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
4.7. В случае выполнения Исполнителем обязанности согласно 2.1.4 настоящего договора позже установленного срока и последующего принятия Заказчиком суммы НДС к вычету Заказчик обязуется возвратить Исполнителю принятую к вычету сумму НДС в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения уведомления от Исполнителя при условии состоявшегося факта вычета суммы налога для Заказчика».
Несмотря на то, что Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь утверждает, что до 01.01.2017 отказа в вычете НДС на основании только первичных учетных документов не будет, компании должны быть застрахованы от недобросовестных действий поставщиков/исполнителей.
Сегодня существует необходимость внесения в договор условий об ответственности.
Если ЭСЧФ сделают первичным учетным документом для НДС, то дополнительные соглашения к договорам будут не нужны.
Но пока неясно, будет ли законодатель что-либо предпринимать по этой ситуации. Например, в Казахстане за нарушение сроков оформления электронных счетов-фактур с 01.01.2016 введена ответственность в Кодексе об административных правонарушениях в виде штрафа до 50 % суммы НДС, указанной в бумажной версии счета-фактуры. Однако в нашей стране, в отличие от России и Казахстана, нет бумажной версии.
На наш взгляд, надеяться на то, что сами субъекты хозяйствования урегулируют все вопросы с ответственностью за невыставление ЭСЧФ путем отказа от хозяйственных отношений с теми продавцами, которые не выставляют ЭСЧФ, в корне неправильно. Сегодня он выставляет, завтра не выставляет, потом опять исправился — нужно четкое регулирование вопросов ответственности от государства.