Вы на портале

Исковая давность по страховым спорам

В отношении страховых правоотношений применяются общие трехгодичные сроки исковой давности. Вместе с тем законодатель устанавливает особенности исчисления начала периода исковой давности по договорам страхования.
Обновлено
Белявский Сергей
Белявский Сергей

Директор юридической компании «Экономические споры»

2921 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии со ст. 200 ГК требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Вместе с тем истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.

Важно отметить, что согласно ст. 201 ГК течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательными актами.

Одним из таких случаев являются отношения, вытекающие из договора страхования. В частности, в соответствии со ст. 856 ГК по требованиям, вытекающим из договоров имущественного страхования и страхования ответственности, устанавливается общий срок исковой давности, исчисляемый со дня окончания действия договора страхования. Данное обстоятельство связано с особенностями осуществления страхового возмещения, которое может носить растянутый во времени характер по причине выявления дополнительного ущерба после первоначальной его оценки.

Приведем конкретный пример.

Экономическим судом было рассмотрено дело по иску УП «Перевозчик» к УП «Страховщик потерпевшего» о взыскании суммы недоплаченного страхового возмещения. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, — ОДО «Виновник», ЗАСО «Страховщик виновника».

В обоснование своих требований истец ссылался на факт наступления страхового случая с транспортным средством, принадлежащим истцу и застрахованным ответчиком по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, превышение стоимости ремонта транспортного средства над суммой выплаченного ему страхового возмещения, пп. 179, 180, 186 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (в последней редакции) (далее — Положение о страховой деятельности), ст. 817, 819, 823, 825–827, 830 ГК.

Ответчик исковые требования не признал, указывал на соответствие размера выплаченного страхового возмещения порядку его определения, установленному Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од (далее — Правила), а также на пропуск исковой давности.

ОДО «Виновник» позиции на иск не представило, в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено.

ЗАСО «Страховщик виновника» согласилось с доводами ответчика, указывало на необходимость учета размера износа транспортного средства, определяемого в соответствии с Правилами. Также оно указало на пропуск сроков исковой давности истцом.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Обстоятельства дела

Между истцом и ответчиком 30.11.2011 был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь сроком действия с 30.11.2011 по 29.11.2012 в отношении троллейбуса. Как следует из материалов дела, спорный договор страхования окончился 29.11.2012.

Согласно справке УГАИ УВД в период действия договора страхования 25.06.2012 произошло ДТП с участием указанного транспортного средства и автомобиля ГАЗ, принадлежащего ОДО «Виновник», гражданская ответственность которого была застрахована в ЗАСО «Страховщик виновника». Виновным в совершении ДТП признан водитель автомобиля ГАЗ.

После наступления ДТП истец обратился к ответчику с заявлениями о выплате страхового возмещения (осуществлении доплаты) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно актам осмотра пострадавшего транспортного средства ответчиком был определен процент износа транспортного средства — 29 %, а также перечень подлежащих замене деталей и узлов автомобиля, номенклатура восстановительных работ, соответствующие повреждениям, отраженным в справке УГАИ УВД.

Ответчиком была также произведена оценка стоимости ущерба в оценочной организации расчетным методом в соответствии с Правилами.

Согласно акту осмотра пострадавшего транспортного средства и заключению оценочной организации истцом был выполнен ремонт транспортного средства в сервисной организации СООО «Сервис», имеющей сертификат соответствия, разрешающий производство ремонта данной категории транспортных средств.

Как следует из акта от 26.09.2012 и заказ-наряда, фактическая стоимость ремонта в результате ДТП составила 42 млн руб. (стоимость замененных частей без учета их износа, расходные материалы, трудовые затраты, НДС).

Согласно же заключениям о размере причиненного вреда от 19.07.2012 и от 09.10.2012 ответчик выплатил истцу 15 млн руб.

По мнению истца, при определении процента износа транспортного средства следует применять не специальный правовой акт — Правила, а постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — постановление № 161), в соответствии с которым процент износа составил 14 %.

По расчетам истца, размер недоплаченного ему страхового возмещения ущерба составляет 25 млн руб. — это разница между общей стоимостью причиненного истцу ущерба с учетом 14 % износа троллейбуса и выплаченным ему возмещением.

Выводы суда

Суд пришел к следующим выводам. Порядок определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од. Указанный правовой акт является специальной нормой права, применяемой для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В этой связи довод истца о необходимости применения постановления № 161 при определении процента износа потерпевшего троллейбуса не может быть принят во внимание.

Не может быть принят по данной причине и довод истца о необходимости применения стоимости нормо-часа ремонтных работ, установленной СООО «Сервис». Порядок определения стоимости нормо-часа ремонтных работ определяется упомянутым выше Порядком определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП.

В соответствии с пп. 158, 162 Положения о страховой деятельности (в редакции, действовавшей на момент возникновения страхового случая) при повреждении транспортного средства в размер вреда включаются расходы на его восстановительный ремонт на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления, эвакуацию с места ДТП к месту постоянного хранения на территории Республики Беларусь, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по исчислению размера вреда. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства определяется на основании расчета, произведенного в соответствии с законодательством, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня осмотра транспортного средства.

Страховое возмещение выплачивается на основании расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости его обновления, без учета налога на добавленную стоимость и иных налогов (сборов), включаемых в стоимость услуг, оказываемых автосервисом. При представлении потерпевшим, резидентом Республики Беларусь, заключившим комплексный договор внутреннего страхования, документов, подтверждающих факт ремонта транспортного средства в организации или у индивидуального предпринимателя, имеющих соответствующее разрешение, страховщик (Белорусское бюро) обязан доплатить страховое возмещение в размере фактически уплаченного налога на добавленную стоимость и иных налогов (сборов), включенных в стоимость оказанных автосервисом услуг, за устранение повреждений, относящихся к данному страховому случаю, в пределах установленного лимита ответственности. При этом под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей за вычетом износа при замене поврежденных деталей на новые.

Определение размера вреда производится специалистами страховщика или Белорусского бюро, имеющими специальную подготовку, либо специалистами по определению стоимости транспортных средств оценщика, прошедшими в установленном порядке аттестацию в Белорусском бюро, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня осмотра транспортного средства.

Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждаются Белорусским бюро по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций.

Системное толкование правовых норм в сфере страхования, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет сделать вывод, что размер ущерба, подлежащий возмещению страховщиком, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не ограничивается суммой страхового возмещения, определенного расчетным методом.

Таким образом, системный анализ вышеперечисленных норм права указывает на обязанность лица, причинившего вред, а также страховой организации, застраховавшей транспортное средство, произвести выплату страхового возмещения ущерба без учета стоимости обновления его деталей в пределах лимита ответственности.

Согласно ст. 196, 198, 200, 201, 204 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Для отдельных видов требований ГК и иными законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила ст. 199–208 ГК распространяются также на специальные сроки давности, если ГК и иными законодательными актами не установлено иное.

Как следует из содержания ст. 203 ГК, течение срока исковой давности приостанавливается, если предъявлена претензия. Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в данной статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее 6 месяцев — в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Оставшаяся часть срока удлиняется до 6 месяцев, а если срок исковой давности равен 6 месяцам или менее 6 месяцев — до срока давности. При предъявлении претензии течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором.

Таким образом, принимая во внимание требование ст. 856 ГК, срок исковой давности по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь (страховое свидетельство со сроком действия с 30.11.2011 по 29.11.2012) истек по истечении 3 лет с момента окончания действия договора.

Истец 12.09.2013 направлял ответчику претензию, которая была получена последним 18.09.2013. Повторных претензий (письменных требований об оплате сумм, заявленных в иске) в 2015 г. истец ответчику не направлял (доказательств не представлено). Иск был подан по истечении 3 лет с момента окончания действия договора страхования.

В соответствии со ст. 200 ХПК требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В связи с изложенным в удовлетворении иска было отказано. В апелляционном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

Делаем выводы

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 855 ГК, если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Таким образом, к подобным суброгационным требованиям (например, требованиям страховой организации к причинителю вреда о взыскании выплаченного страхователю страхового возмещения) применяется общий порядок исчисления сроков исковой давности — то есть с момента, когда был причинен вред или потерпевший узнал об этом факте.
Исковая давность не применяется судом «автоматически». Применение исковой давности осуществляется только на основании заявления стороны в споре, сделанного до вынесения судом решения.
Поскольку ГК не устанавливает определенной формы заявления стороны о применении исковой давности, экономическим судам следует исходить из того, что такое заявление может быть сделано стороной как в письменной, так и в устной форме непосредственно в ходе судебного разбирательства. В последнем случае о таком заявлении указывается в протоколе судебного заседания. Заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано только стороной в споре.

2921 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№7, июль 2016
6601