Кто владелец группы в социальных сетях?

В настоящее время существует множество маркетинговых инструментов, с помощью которых компании успешно продвигают свои товары и услуги. Среди них — социальные сети, представляющие особый интерес с правовой точки зрения.

Для поднятия своего имиджа или рекламы своего бренда компании создают бизнес-страницы в социальных сетях и затрачивают средства (иногда значительные) для их продвижения. Однако недовольный сотрудник (часто бывший), имеющий доступ к администрированию такой группы, может свести на нет все усилия компании или, хуже того, начать в такой группе активность, портящую имидж компании или бренда.

Что делать в таком случае и как предупредить вред от недобросовестной активности работника?

Прежде всего нужно разобраться с правовым статусом каждой из сторон и понять их правомочия в отношении такой группы.

Обновлено
Воробьева Александра

Юрист ООО «Юридическая компания ЮКОН»

5828 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Группа в соцсети как объект интеллектуальной собственности

До детального изучения прав конкретного лица на группу в социальной сети следует определить правовой статус группы как объекта интеллектуальной собственности. В настоящее время законодательно объекты такого типа в качестве объектов авторского права не выделяются, и на практике могут возникать сложности. Считается логичным саму социальную сеть относить к компьютерным программам, включающим базы данных, а страницы социальной сети, как ее составляющие и самостоятельные объекты авторского права, — к составным произведениям, в которых могут содержаться литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические произведения и произведения науки. Исходя из этого, страницу в социальной сети можно сравнить со сборником, где автор самостоятельно выбирает тематику и оформление, но наполняет его конкретными произведениями, автором которых не является.

Справочно.
Администраторы групп имеют широкие права и возможности: добавлять информацию, делать правки, контролировать доступ к группе участников, управлять различными настройками, создавать мероприятия, проводить рекламные активности в группе и др.
Владелец группы — лицо, по чьей инициативе или в интересах которого создана группа.
Автор группы — лицо, творческим трудом которого подобран (составлен) контент группы.

Так, в комплексе всех объектов интеллектуальной собственности, образующих социальную сеть, можно проследить некую пирамиду, состоящую из 3 частей: первой и наименьшей частью является множество объектов, созданных различными не связанными между собой авторами, — фотографии, звуко- и видеоматериалы, научные статьи и комментарии. Они объединяются во вторую (среднюю) часть — тематические блоки (группы), публикуемые автором на его странице исходя из единой идеи, тематики и оформления. В свою очередь множество таких авторских страниц, технически хранящихся в виде программы на материальном носителе, образует последний и самый большой блок пирамиды — социальную сеть, которая находится в собственности разработчика.

Следует отметить, что авторы отдельных объектов, расположенных в каждом блоке пирамиды, имеют авторские права только в отношении «своего» объекта. К примеру, писатель — в отношении стихотворения, размещенного в тематической группе в социальной сети, администратор этой тематической группы — в отношении группы как единого комплекса  (наименование, цветовая гамма, тематика), а субъект, владеющий социальной сетью, в которой создана тематическая группа, — в отношении социальной сети как компьютерной программы, хранящейся на серверах.

Справочно.
Согласно ст. 993 ГК к объектам авторского права также относятся сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

При изучении прав автора группы нужно иметь в виду, что поскольку группа является комплексным объектом авторского права, так называемым «сборником», «серединой» пирамиды, то вся совокупность прав субъекта принадлежит ему в отношении этого процесса составительства и его результата (создание группы, выбор тематики, внешнее оформление, подбор и расположение материалов), а не на публикуемые в группе материалы — картинки, фотографии, научные статьи, звуко- и видеоматериалы и т.д.

Права владельцев групп в социальных сетях зависят от так называемого правового статуса владельца в момент создания объекта авторского права: автор может действовать как физическое лицо и как работник, создающий группу по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Объем прав автора в этих случаях выглядит следующим образом:

Если группа в социальной сети была создана автором в рамках трудовых отношений, но такое служебное задание своевременно оформлено не было, наниматель заинтересован в передаче ему права администрирования группы. Однако зачастую на этом этапе автор-работник собирается увольняться или уже уволен, то есть момент надлежащего оформления передачи прав по администрированию группы уже упущен и создатель группы не использует ее либо использует с целью посягнуть на интересы компании.

Справочно.
За распространение сведений, порочащих деловую репутацию субъекта хозяйствования, административная ответственность не предусмотрена. Поэтому за защитой своих прав необходимо обращаться в суд в порядке гражданского производства, где истцу нужно будет доказать факт распространения сведений, понесенных убытков и упущенную выгоду, а распространившему их автору — достоверность распространенной информации.

С правовой точки зрения интересен второй случай. В такой ситуации возможно передать группу как объект интеллектуальной собственности по договору уступки исключительного права (договор предполагает передачу автором принадлежащих ему исключительных прав). Но заключение любого договора всегда предполагает наличие соглашения сторон. В случае, когда автор использует группу для распространения сведений, порочащих деловую репутацию компании, наличие у него желания заключить договор весьма сомнительно. В такой ситуации останется только отстаивать свои права — требовать опровержения распространенных сведений тем же способом, каким они были распространены, и возмещения понесенных распространением такой информации убытков и упущенной выгоды.

Передача прав на администрирование группы (страницы)

На практике нередко встречается такой вариант решения проблемы, как обращение к администратору социальной сети. То есть наниматель сразу после увольнения автора-работника либо работника, ответственного за администрирование группы, направляет администрации социальной сети письмо на фирменном бланке организации с просьбой в связи с увольнением администратора группы передать права администратора компании, а аккаунт работника удалить из круга лиц, способных управлять содержанием группы.

Справочно.
Факт увольнения работника нужно подтвердить копией приказа об увольнении и соответствующей записью в трудовой книжке.

Предупреждение необоснованного доступа работника к странице в соцсети

Чтобы избежать впоследствии конфликтных ситуаций с автором-работником, нанимателю необходимо изначально продумать механизм передачи группы в социальной сети как объекта авторского права и постараться предусмотреть возможные спорные вопросы:

1. Обязать автора-работника при создании группы в социальной сети использовать корпоративную электронную почту и номер корпоративного мобильного телефона. Благодаря этому при увольнении автора компания всегда сможет сменить пароль и ограничить доступ уволенного работника, обезопасив свою страницу от размещения нежелательных материалов.

2. Позаботиться об обеспечении доказательной базы факта создания группы как служебного произведения — дополнить трудовой договор обязанностью заниматься администрированием групп в социальных сетях либо иным способом оформить выданное служебное задание. В случае спора это будет служить письменным доказательством того, что группа в социальной сети является служебным произведением и все основные права автора (см. таблицу выше) перешли компании.

Справочно.
Автор после увольнения теряет право осуществлять администрирование группы, а также каким-либо иным способом использовать ее как единый объект авторского права, если данная обязанность была указана как служебное задание в трудовом договоре.

3. Заключить договор о создании и использовании результатов интеллектуальной собственности, согласно которому автор обязуется создать объект интеллектуальной собственности (группу) и предоставить заказчику исключительные права на него. При этом нужно учесть, что в рамках таких правоотношений автор и компания не должны взаимодействовать как работник и наниматель.

4. Заключать договоры на оказание услуг со всеми лицами, оказывающими исключительно техническое, консультационное, организационное или материальное содействие.

5. Следить за законным использованием материалов, наполняющих группу.

6. Фиксировать документально и учитывать все расходы на создание страницы, в том числе рассмотреть возможность постановки результата интеллектуальной деятельности на баланс в качестве нематериального актива.

7. Если по каким-то причинам компания не может подтвердить факт создания группы по служебному заданию либо автор по собственному желанию начал осуществлять администрирование группы в момент нахождения с нанимателем в трудовых отношениях и продолжил после прекращения трудовых отношений, можно ставить вопрос о законности использования таким автором средств индивидуализации компании и иных объектов авторского права, а также обращаться в соответствующие органы за защитой нарушенного права.

Таким образом, владелец группы в социальной сети обладает всем комплексом имущественных и неимущественных прав, за исключением права называться автором, а механизм передачи группы может быть осуществлен через администрацию социальной группы в соответствии с пользовательским соглашением или на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.

5828 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме