Вы на портале

Малозначительность правонарушений в сфере труда

Основные вопросы статьи: какое нарушение может считаться малозначительным? Какие обстоятельства учитываются при оценке административного правонарушения на предмет возможности признания его малозначительным? В каких случаях юридическое лицо может быть освобождено от ответственности в связи с малозначительностью за нарушение порядка и сроков оплаты труда?

Обновлено
Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

2499 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Малозначительность административного правонарушения является одним из предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях оснований для освобождения от административной ответственности. Однако как таковые критерии малозначительности действующим законодательством не установлены. Рассмотрим наиболее распространенные случаи освобождения от административной ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В числе обязанностей одной из сторон трудового договора — нанимателя трудовое законодательство называет обязанность обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами в соответствии со ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Статьей 465 ТК определено, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Правом привлечения к административной ответственности юридических и физических лиц за нарушения законодательства о труде обладает в том числе и Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент).

Справочно.

Органы Департамента рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.17–9.18, частями первой и четвертой ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25, 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента.

В ст. 8.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) дано понятие малозначительности совершенного административного правонарушения: малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам. Кроме этого, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы

В соответствии с частью первой ст. 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин.

Следует отметить, что по данной части ст. 9.19 КоАП могут одновременно привлекаться к административной ответственности как юридическое, так и должностное лицо. Под санкцию этой статьи подпадают не только нарушения части первой ст. 73 ТК и п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29), но и нарушения сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК, п. 4 Декрета № 29), нарушения сроков выплаты всех сумм, причитающихся работникам на день увольнения (ст. 77 ТК).

В соответствии с частью второй ст. 7.1 КоАП при наложении на физическое лицо административного взыскания учитываются характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного вреда, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

При ведении административного процесса по части первой ст. 9.19 КоАП должностным лицом Департамента в обязательном порядке учитывается размер причиненного работнику вреда.

Как правило, освобождаются от административной ответственности юридические и физические лица, допустившие нарушения законодательства о труде в части оплаты труда при незначительных суммах причиненного работнику вреда. Кроме этого, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8, при оценке административного правонарушения на предмет возможности признания его малозначительным учитываются конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер вины, степень нарушения охраняемых публичных интересов, наличие либо отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств (например, повторность совершения административного правонарушения). Незначительность вреда охраняемым КоАП правам и интересам может определяться с учетом стоимостной оценки предметов административного правонарушения, продолжительности совершения противоправного деяния.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 7.2 КоАП, не могут применяться в качестве критериев признания административного правонарушения малозначительным и учитываются при определении вида и размера административного взыскания.

Пример 1.

На основании приказа работник был уволен с работы по соглашению сторон 10.07.2015. Все суммы, причитающиеся работнику на день увольнения, были выплачены нанимателем 13.07.2015. Таким образом, наниматель допустил нарушение части первой ст. 77 ТК, согласно которой при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения.
В соответствии с выявленным нарушением в отношении директора организации должностным лицом Департамента был составлен протокол об административном правонарушении по части первой ст. 9.19 КоАП.
При ведении административного процесса было установлено, что сумма, которая подлежала выплате работнику на день увольнения, составляла сумму в размере менее одной базовой величины, то есть сумму менее минимального размера санкций, предусмотренных частью первой ст. 9.19 КоАП.
На основании вышеизложенного с учетом части первой ст. 8.2 КоАП директор организации был освобожден от административной ответственности в связи с признанием совершенного административного правонарушения малозначительным, о чем было вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 3 части первой ст. 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Иные нарушения законодательства о труде

Частью четвертой ст. 9.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за иные нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и частями первой и третьей ст. 9.19 КоАП.

При этом санкция части четвертой ст. 9.19 КоАП предусматривает наложение штрафа только на должностное лицо в размере от 2 до 20 базовых величин.

Из самой нормы части четвертой ст. 9.19 КоАП следует, что для привлечения к административной ответственности по данному основанию в качестве обязательного условия должно быть наличие причиненного работнику вреда.

Справочно

Для целей административного процесса вред определяется как вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Освобождаются от административной ответственности должностные лица нанимателя в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения по части четвертой ст. 9.19 КоАП, так же как и по части первой ст. 9.19 КоАП, в случае, если суммы причиненного ущерба незначительные.

Пример 2.

Работник был направлен на транспорте нанимателя в служебную командировку в пределах Республики Беларусь сроком на один день. Статьей 95 ТК определено, что при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику предусмотренные законодательством расходы. В нарушение части первой ст. 95 ТК наниматель не выдал работнику аванс на командировку. Вместе с тем на следующий день после возвращения из командировки работнику были выплачены предусмотренные законодательством суточные.
Пунктом 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2013 № 53 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» предусмотрено, что при ежедневных служебных командировках по Республике Беларусь размер суточных составляет 30 000 руб. Руководствуясь тем, что размер аванса на командировку, который не был выплачен работнику, составлял незначительную сумму, проверяющий принял решение освободить должностное лицо нанимателя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2499 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме