Виды материальной помощи
В зависимости от того, на основании чего нанимателем оказывается материальная помощь работнику, можно выделить два основных ее вида:
- материальная помощь, оказываемая на основании актов законодательства.
Законодательство устанавливает, в каких случаях наниматель обязан предоставить материальную помощь работнику, а в каких он вправе это сделать.
Например, наниматель обязан предоставить материальную помощь:
- работникам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, — в размере не менее одной минимальной заработной платы (ст. 342 ТК);
- молодым специалистам – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии) (подп. 3.4 п. 3 ст. 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании, п. 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу <…>, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821);
- всем работникам при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) — в виде единовременной выплаты на оздоровление в случаях и размерах, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).
Наниматель вправе оказывать материальную помощь беременным женщинам (ст. 269 ТК);
- материальная помощь, оказываемая на основании локальных нормативных правовых актов нанимателя или трудовых договоров с работниками.
В соответствии со ст. 7 ТК наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В качестве таких дополнительных гарантий нанимателем может предусматриваться в том числе предоставление материальной помощи работникам. Основаниями для оказания помощи могут быть вступление работника в брак, рождение ребенка, уход в отпуск, смерть близкого родственника и т.д. Случаи предоставления и размеры такой помощи определяются в локальных нормативных правовых актах нанимателя (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о порядке предоставления материальной помощи и т.п.) либо непосредственно в трудовых договорах с работниками. В таком случае соблюдение этих условий становится уже обязанностью нанимателя (п. 9 части первой ст. 55 ТК). Поэтому отказ работнику в выплате материальной помощи, предусмотренной локальным нормативным правовым актом или трудовым договором, при соблюдении установленных в них условий для ее выплаты будет являться неправомерным.
Справочно
Материальная помощь работникам, не предусмотренная законодательством или выплаченная сверх размеров, предусмотренных законодательством, не включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК). Материальная помощь может предоставляться в денежной или натуральной формах. Порядок оказания материальной помощи целесообразно предусматривать в локальных нормативных правовых актах нанимателя.
Как правило, процесс предоставления материальной помощи включает:
- подачу работником заявления с просьбой об оказании материальной помощи с приложением в случае необходимости копий документов, подтверждающих наступление события, являющегося основанием для оказания помощи (если инициатива оказания материальной помощи исходит от работника);
- рассмотрение нанимателем представленных документов и принятие решения об оказании материальной помощи;
- издание приказа об оказании материальной помощи.
К сведению
Приказы об оказании материальной помощи относятся к приказам по личному составу (п. 46 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Минис-терства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143). При этом срок хранения таких приказов зависит от того, являлась ли оказанная помощь объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В случае, если обязательные страховые взносы в ФСЗН в соответствии с законодательством не начислялись, срок хранения приказов об оказании материальной помощи составляет 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если же указанные взносы начислялись, такие приказы должны храниться в течение 75 лет (подп. 21.4 п. 21 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140). В зависимости от названного обстоятельства должны присваиваться и регистрационные индексы приказам об оказании материальной помощи: литера «к» для документов 75-летнего срока хранения и «л» — для документов 3-летнего срока хранения (подп. 142.4 п. 142 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
В ситуации, когда предстоит выплата одновременно заработной платы и материальной помощи работникам, а на расчетном счете недостаточно денежных средств для осуществления всех выплат, либо когда выплата материальной помощи может привести к возникновению задолженности по заработной плате в будущем, нанимателю следует учитывать нормы КоАП об ответственности. Так, за несвоевременную выплату заработной платы установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (часть первая ст. 9.19 КоАП). Указанная норма КоАП не распространяется на случаи несвоевременной выплаты материальной помощи, поскольку такая помощь с точки зрения законодательства не является заработной платой. В свою очередь, за нарушение срока выплаты материальной помощи наниматель может быть привлечен к ответственности по части третьей ст. 9.19 КоАП, предусматривающей менее значительный размер штрафа — от 2 до 20 базовых величин.
Налогообложение материальной помощи и начисление страховых взносов
Согласно п. 1 ст. 156 НК при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога, предусмотрен ст. 163 НК.
Выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, являются также объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и РУП «Белгосстрах» (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297). Исключение установлено для выплат, включенных в перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию <…>, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень).
Информация о налогообложении материальной помощи и начислении страховых взносов представлена в таблице:
Вид материальной помощи
| Обложение подоходным налогом
| Начисление страховых взносов в ФСЗН и РУП «Белгосстрах»
|
1. Помощь, оказываемая в соответствии с законодательными актами
| Не облагается (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК)
| Не начисляются (п. 7 Перечня)
|
2. Помощь, оказываемая в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь
| Не облагается (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК)
| Начисляются (так как данный вид помощи не включен в Перечень)
|
3. Помощь, оказываемая в связи с постигшим работника стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем:
— при наступлении чрезвычайной ситуации
— при отсутствии чрезвычайной ситуации
| Не облагается (подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК)
Не облагается в пределах
14 940 000 руб. в течение налогового периода (для работников по основному месту работы) или 990 000 руб. в течение налогового периода (для работающих по совместительству) (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК)
| Не начисляются (п. 7 Перечня)
|
4. Помощь, предоставляемая работнику в связи со смертью его близкого родственника
| Не облагается (для работни-ков по основному месту работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК); не облагается в пределах
990 000 руб. в течение налогового периода (для работающих по совместительству) (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК)
| Не начисляются (п. 7 Перечня)
|
5. Помощь, оказываемая в связи со вступлением в брак или рождением ребенка
| Не облагается в пределах 14 940 000 рублей в течение налогового периода (для работников по основному месту работы) или 990 000 руб. в течение налогового периода (для работающих по совместительству) (подп. 1.19 п. 1ст. 163 НК)
| Не начисляются (п. 7 Перечня)
|
Последствия ошибочного перечисления материальной помощи
Если материальная помощь была перечислена работнику в размере, превышающем предусмотренную приказом нанимателя, то в случае несогласия работника возвратить излишне перечисленные денежные средства нанимателю следует учитывать ограничения на удержания из заработной платы, установленные ст. 107 ТК. Так, удержание из заработной платы по распоряжению нанимателя в такой ситуации может быть произведено только в том случае, если имела место счетная ошибка (ст. 107 ТК). Определения счетной ошибки законодательство не содержит, на практике же под ней принято понимать техническую ошибку, то есть описку, опечатку, пропуск или повторный ввод данных, арифметическую ошибку при подведении итогов, неточное округление (разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.11.2009 № 02-43/2409 «О взыскании с работника излишне выплаченной суммы заработной платы»).
Распоряжение об удержании должно быть сделано нанимателем не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленной выплаты.