Налоги-2016: основные изменения в НК (комментарий к изменениям в Налоговый кодекс Республики Беларусь)

Анализ изменений в налоговом законодательстве свидетельствует о последовательном усилении контроля за трансфертным ценообразованием, расширении случаев обязательного электронного предоставления документов, а также о сокращении оснований для использования упрощенной системы налогообложения.

Обновлено
Косов Андрей
Косов Андрей

Юрист

3143 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» в НК внесены очередные ежегодные изменения, большая часть из которых вступила в силу с 1 января 2016 г.

Трансфертное ценообразование

Плательщикам стоит обратить внимание на следующие изменения в контроле трансфертного ценообразования (ст. 301 НК изложена в новой редакции):

  1. расширяется круг контролируемых сделок.Уточнено понятие реализации недвижимого имущества: в него включены реализация части имущества, сделки по передаче дольщику объекта долевого строительства, сделки с жилищными облигациями, уступка права требования по договору создания объекта долевого строительства.
    Обсуждавшееся понижение ценового критерия оценки сделок по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом — с 1 млрд до 200 млн бел. руб. (без учета косвенных налогов) — в итоге не состоялось. Однако если до 2016 г. речь шла только о сделках со взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК), то теперь речь идет и о сделках с резидентами оффшорных зон при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к ним взаимозависимым лицом через совокупность сделок («посредниками». — Прим. авт.) (указанная совокупность сделок приравнивается к сделке со взаимозависимым лицом), и взаимозависимыми лицами — налоговыми резидентами Республики Беларусь (в том числе через сделки с участием «посредников»), которые имеют право не платить налог на прибыль (например, применяют особые режимы налогообложения).
    Вводится также контроль по внешнеторговым сделкам с одним лицом на сумму в течение налогового периода, превышающую 10 млрд бел. руб. (без учета косвенных налогов), при реализации или приобретении «стратегических» товаров по перечню, определяемому Правительством, либо если организация включена в перечень крупных плательщиков (вводится понятие крупной сделки);
  2. появляется новый метод определения налоговой базы — метод распределения прибыли (используется последним), а также понятие «сопоставимая сделка» (для проведения сравнения с рыночными ценами сделок);
  3. устанавливается обязанность плательщика представлять налоговому органу информацию об осуществлении контролируемых сделок (путем внесения сведений в электронный счет-фактуру и направления его через интернет-портал министерства), а также по запросу налогового органа предоставлять документацию и подтверждение экономической обоснованности примененной цены (в срок, который может быть не менее 5 и 10 рабочих дней при проведении соответственно выездной и камеральной проверок).

Иные изменения в общем регулировании

С 2016 г. налоговым органам предоставляется право взыскивать налоги, сборы (пошлины), пени за счет электронных денег, а также при-останавливать расходные операции по электронным кошелькам плательщиков.

С 50 до 15 человек снижен показатель среднесписочной численности работников плательщика, при котором он должен предоставлять налоговую декларацию (расчет) в формате электронного документа (норма вступает в силу с 01.07.2016). Предоставление декларации на бумажном носителе, в то время как плательщик обязан предоставлять ее в электронном формате, не будет свидетельствовать о надлежащем выполнении обязанности.

В ст. 783 НК вносятся изменения в части снижения продолжительности проведения наблюдения хронометражным методом с 10 до 7 календарных дней.

Сроки, предоставляемые плательщикам для восстановления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сокращаются с 3 до 1 месяца (при определении налоговыми органами размера причитающихся к уплате сумм налогов (сборов) расчетным методом).

Налог на добавленную стоимость

Важнейшим изменением в порядке исчисления и уплаты НДС является введение системы функционирования электронных счетов-фактур с 1 июля 2016 г.

Электронный счет-фактура (ст. 1061 НК) является обязательным электронным документом. Электронный документооборот между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала электронных счетов-фактур Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

При этом определены также порядок выставления электронных счетов-фактур, случаи, когда счета-фактуры не создаются либо направляются на Портал без выставления покупателям, возможность изменения (корректировки), а также особенности заполнения в зависимости от специфики оборотов по реализации.

Налоговые вычеты производятся при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании электронных счетов-фактур, полученных в установленном порядке от продавцов, при условии подписания плательщиком в установленном порядке электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью.

В случае невозможности выставления, направления, получения электронных счетов-фактур плательщики при исчислении НДС и осуществлении налоговых вычетов по НДС применяют существующие нормы НК.

Вводится новый объект обложения НДС — обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю, устанавливается порядок определения налоговой базы по таким оборотам, а также момент фактической реализации.

Налог на прибыль

Убытки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, прибыль от реализации которых не является объектом обложения налогом на прибыль, не учитываются при налогообложении.

Уточняется перечень внереализационных доходов (например, дополнено указание на суммы уменьшения кредиторской задолженности (увеличения дебиторской задолженности) при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении) и внереализационных расходов при исчислении налога.

Затраты, не учитываемые при налогообложении, дополнены указанием на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, указанием на единовременную выплату (материальная помощь, пособие) на оздоровление, указанием на выплату вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета).

Положения ст. 1311 НК, регулирующие вопросы «тонкой капитализации», не претерпели существенных изменений. Так, наряду с конт-ролем расходов на ряд услуг планируется также включить контроль за расходами на посреднические услуги, услуги по поиску и (или) подбору персонала, по найму персонала, по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь.

Уточнена норма по переносу убытков: убытки, не заявленные плательщиком до начала проверки (за исключением камеральной), в том числе установленные и (или) скорректированные в сторону увеличения во время проверки, переносу не подлежат.

Вносятся изменения в сроки представления налоговых деклараций по налогу на прибыль и сроки уплаты налога за год.

Налог на доходы

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, устанавливается освобождение от налогообложения доходов, полученных от предоставления такими иностранными организациями кредитов, займов (в период до 01.01.2017). Освобождение будет применяться при условии, что постоянное местонахождение таких иностранных организаций на день начисления налоговым агентом дохода (платежа) иностранной организации подтверждается сведениями международного справочника The Bankers Almanac (издательство Reed Business Information) и согласно таким сведениям они не находятся в оффшорных зонах.

В ст. 151 НК устанавливается порядок определения статуса фактического владельца дохода для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Изменения в иных режимах налогообложения

Налоговый кодекс дополняется рядом новых льгот для резидентов свободной экономической зоны: увеличение срока освобождения от налога на прибыль до 10 лет с даты объявления прибыли (в настоящее время — 5 лет), предоставление освобождения от налога на недвижимость в течение 3 лет независимо от начала (осуществления) деятельности по реализации товаров (работ, услуг).

Что касается вопросов применения упрощенной системы налогообложения, то здесь законодатель пошел по пути сокращения списка плательщиков, имеющих право применять данную систему.

3143 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме