О будущем интеллектуальной собственности, о цифровизации, товарных знаках и образовании IP-специалистов

Правоотношения в сфере интеллектуальной собственности постоянно развиваются и изменяются, что требует реакции со стороны не только судебной практики, но и законодателя. Беларусь учитывает мировые тенденции сближения и унификации законодательств стран мира и активно вовлечена во многие процессы адаптации интеллектуальной собственности к текущим реалиям. О том, что нового появится в сфере регистрации товарных знаков, цифровизации государственных услуг, и о многом другом — в интервью с начальником управления права и международных договоров Национального центра интеллектуальной собственности Татьяной Владимировной Ковалевской.

Ковалевская Татьяна

Начальник управления права и международных договоров Национального центра интеллектуальной собственности

224 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Татьяна Владимировна Ковалевская
В 1999 г. окончила БГУ, в 2002 г. прошла переподготовку в Учебном центре повышения квалификации и переподготовки кадров в области патентоведения и инноватики РУП «РУПИС». Работала в должностях ведущего, главного специалиста, заместителя начальника управления, начальника управления права и международных договоров НЦИС.
Награждена Почетными грамотами НЦИС, ГКНТ, Совета Министров Республики Беларусь, Благодарностью Евразийской экономической комиссии.

Ред.: В 2020 г. планируется внедрить регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров, действующую на всей территории Евразийского экономического союза. Расскажите, пожалуйста, в общих чертах, как это будет работать, где будет находиться регистрирующий орган, как будет проходить экспертиза.

Т.В.: 2020 год — это некий условный срок, когда Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза может заработать. Все зависит от желания государств — членов ЕАЭС и от их активности по продвижению данной работы.

Как таковой регистрирующий орган проектом Договора не предусмотрен. Если говорить в общих чертах о самом механизме регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, действующей на территории ЕЭС, то вся процедура будет построена по принципу «одного окна». Заявителю будет предоставлена возможность подать заявку на регистрацию товарного знака ЕАЭС в любое национальное ведомство государств — членов ЕАЭС. Такое ведомство будет признаваться ведомством подачи, через него будет происходить все общение заявителя по указанной заявке. В ведомстве подачи будет проводиться предварительная экспертиза, при положительном решении которой заявка на регистрацию товарного знака ЕАЭС будет пересылаться во все национальные ведомства для проведения экспертизы по существу.

Предполагается, что данный механизм будет востребован для заявителей как по причине приемлемого срока получения правовой охраны (при оптимальном варианте — около 10 месяцев), так и в связи с более привлекательными условиями по суммам уплачиваемых пошлин.

Ред.: Можно ли ожидать в ближайшем будущем появления возможности регистрировать в Республике Беларусь нестандартные товарные знаки: звуковые, обонятельные, а также мультимедийные, вкусовые и т.п.?

Т.В.: На мой взгляд, в нашей стране данный вопрос на сегодняшний день лежит скорее в плоскости научных рассуждений. В ближайшее время правовую охрану таким товарным знакам предоставлять не планируется. В первую очередь это обусловлено минимальным спросом со стороны возможных заявителей, а также отсутствием технической возможности проводить экспертизу таких товарных знаков, обеспечить их депонирование для целей использования при последующей экспертизе и возникновении каких-либо спорных ситуаций.

Ред.: В Республике Беларусь идет активная цифровизация государственных услуг. Насколько реально появление в 2019–2020 гг. возможности подавать заявки и общаться с экспертами через электронный портал (сервис)? Ведется ли работа в этом направлении?

Т.В.: Работа в данном направлении ведется. Во многом определенные заминки были обусловлены необходимостью обеспечить на высоком уровне информационную безопасность в рамках данных процессов. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что этот год станет для нашего ведомства знаковым и первая электронная заявка будет подана в НЦИС именно в 2019 г.

Ред.: Как Вы считаете, нужны ли в Республике Беларусь учреждение образования или факультет, выпускающие специалистов в области интеллектуальной собственности? Кто мог бы заниматься таким обучением?

Т.В.: На мой взгляд, подготовка какого-то универсального специалиста нецелесооб-разна. Более разумным представляется повышение квалификации специалиста, который имеет знания по отдельным направлениям (экономика, управление, коммерциализация, юриспруденция, патентоведение, экспертиза), для удовлетворения потребностей конкретного предприятия. Определенную работу проводит в данном направлении и НЦИС. Так, на базе Учебного центра интеллектуальной собственности организуются обучающие курсы по различным темам. Обучение проводят ведущие специалисты в данной сфере. 

Справочно.
С перечнем учебных курсов можно ознакомиться на официальном сайте НЦИС в разделе «Учебный центр».

Ред.: Есть ли смысл белорусским специалистам получать образование в российских вузах (например, в Российской государственной академии интеллектуальной собственности) и насколько оно актуально для Беларуси?

Т.В.: Естественно, юридическое образование в российских вузах основано на российском законодательстве в сфере интеллектуальной собственности. Несмотря на общие процессы гармонизации, наши законодательства имеют свои особенности, и поэтому юридическое образование менее востребовано. В то же время по экономическим направлениям, вопросам управления, коммерциализации интеллектуальной собственности российское образование в достаточной степени востребовано в Республике Беларусь.

Ред.: В Российской Федерации существует разделение компетенции между патентными поверенными: одни занимаются товарными знаками, другие — изобретениями и пр. Как Вы считаете, стоит ли перенять такую практику в Республике Беларусь и закрепить ее законодательно?

Т.В.: Вопрос введения специализации для патентных поверенных неоднократно обсуждался на различных площадках, в том числе и на состоявшемся 9 ноября 2018 г. международном семинаре, организованном НЦИС и Германским фондом международного правового сотрудничества. В рамках этого семинара был детально изучен опыт Германии и Европейского союза в правовом регулировании деятельности патентных поверенных.

При введении специализации мы получаем высококвалифицированного специалиста в узкой сфере, и это действительно огромный плюс для развития системы в целом. Однако учитывая численность патентных поверенных Российской Федерации (около 1850) и численность патентных поверенных Республики Беларусь (66), введение специализации не состоит из одних положительных моментов. Так, мы можем получить 66 патентных поверенных, специализирующихся на вопросах товарных знаков, и 0 патентных поверенных, специализирующихся на вопросах изобретений.

Ред.: С какими типичными вопросами обращаются в НЦИС юридические и физические лица?

Т.В.: Одним из наиболее распространенных вопросов, конечно, является вопрос регистрации авторского права. НЦИС осуществляет добровольную регистрацию компьютерных программ.

Также в последнее время резко возросло количество обращений, касающихся товарных знаков. И физические лица, и организации обращаются с просьбой разъяснить порядок правомерного использования товарного знака. 

Справочно.
Более подробную информацию о регистрации компьютерных программ можно получить на официальном сайте НЦИС в разделе «Компьютерная программа».

Отдельные типичные вопросы и ответы на них размещены в специальной рубрике «Разъяснения по часто задаваемым вопросам» на официальном сайте НЦИС. В целях экономии времени стоит перед написанием обращения в адрес НЦИС ознакомиться с данной рубрикой.

Ред.: Какие нововведения ожидаются в сфере интеллектуальной собственности в 2019 г.? Какие нормативные правовые акты или изменения в них в проекте?

Т.В.: Если говорить о развитии законодательства в сфере интеллектуальной собственности, то в 2019 г. планируется провести работу по присоединению Республики Беларусь к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.

Кроме того, планируется привести законодательство Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18.12.2018 № 151-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны топологий интегральных микросхем».

Также в 2019 г. ожидается принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"».

Как и в предыдущие годы, НЦИС продолжит проводить национальные и международные семинары по актуальным вопросам охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при участии международных экспертов.

Перечень проектов, которые планируется подготовить в 2019 г., размещен на официальном сайте НЦИС. Любой желающий имеет возможность ознакомиться с ними, а также направить свои замечания и предложения.

Подготовила Надежда ГРАБОВСКАЯ, редактор журнала «Юрист»

Самое читаемое Используем фотографии из Интернета без нарушения авторских прав Круглый стол «Патентуем упаковку, словесное наименование, название сайта и другие нестандартные средства обозначения: что сейчас можно защитить и какова практика обжалования» Лицензионный договор и договор франчайзинга: регистрируем в НЦИС
224 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Составляем график отпусков на 2019 год: алгоритм действий

В статье рассмотрены ключевые моменты, связанные с составлением графика трудовых отпусков в организациях, а также порядок действий работников, ответственных за составлени...
№ 12, декабрь 2018 Владимиров Денис,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1682

Утверждена новая тарифная сетка и базовая ставка для оплаты труда бюджетников

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138 утверждены новая тарифная сетка и базовая ставка для оплаты труда работников бюджетных орг...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 498