Вы на портале

Односторонний акт арендатора при аренде помещений

Вопрос: Вправе ли арендатор составить в одностороннем порядке акт о включении в расходы уплаченной им арендной платы и иных платежей на содержание и эксплуатацию арендованного помещения? Как правильно оформить такой акт?

Красильщикова Ирина

Начальник отдела консультаций ООО «БелАудитАльянс»

7598 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ:Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» устанавливает перечень случаев составления первичных учетных документов (далее — ПУД) участником хозяйственной операции единолично. 

Указанный перечень случаев расширен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.11.2021 № 64 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13». Расширенный перечень действует с 5 декабря 2021 г.

Так, с 5 декабря 2021 г. при возмещении арендатором арендодателю затрат на содержание и эксплуатацию имущества, переданного в аренду, при наличии в договоре соответствующего условия любая из сторон договора вправе составлять ПУД единолично.

Справочно.
До 5 декабря 2021 г. при перевыставлении коммунальных услуг арендодатель и арендатор не вправе были оформлять односторонние (единоличные) акты на возмещение стоимости таких услуг. С 13 июня 2018 г. стороны по договору аренды могли единолично составлять только ПУД, подтверждающие временное владение и пользование или временное пользование имуществом при включении в договор условия о составлении ПУД в единоличном порядке.

В законодательстве отсутствует утвержденная форма ПУД для рассматриваемого случая. Поэтому организация должна разработать такую форму самостоятельно с учетом требований, установленных в ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Справочно.
К обязательным реквизитам ПУД относятся: наименование документа, дата его составления; наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. ПУД также могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Таким образом, по арендной плате и иным платежам на содержание и эксплуатацию арендованного помещения организация вправе составить ПУД в единоличном порядке при наличии в договоре такого условия. Форму ПУД организация должна разработать самостоятельно и включить ее в учетную политику.

7598 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме