Содержание:
Участие в закупке с предложением товаров из Тайваня
В силу неоднозначного политического статуса Тайваня и его непростых взаимоотношений с Китаем оборот тайваньских товаров на белорусском рынке имеет свои особенности. В частности — при участии в закупках.
Пример
Один из участников процедуры закупки предложил товар стоимостью свыше 2000 базовых величин. В сертификате, выданном торговой палатой Синь-Чу Тайваня, указано, что страна происхождения товара — Тайвань. МИД Республики Беларусь в ответе на направленный запрос пояснил, что Республика Беларусь считает Тайвань частью Китая и сертификат о происхождении товара может выдать только уполномоченный орган Китая. В итоге участник, предложивший указанные товары, к закупке допущен не был.
В подп. 2.16 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 (далее — постановление № 229) определено, что к участию в процедуре закупки товаров согласно приложению 3 стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. В перечне стран, товарам из которых предоставляется национальный режим, есть Китай. Тайвань в этом перечне отсутствует. Между Республикой Беларусь и Тайванем международный договор о предоставлении национального режима товарам не заключался.
Страна происхождения для товаров не из ЕАЭС и СНГ подтверждается сертификатом о происхождении товара, выданным уполномоченным органом этих государств в случае предложения таких товаров нерезидентом либо Белорусской торгово-промышленной палатой в случае предложения таких товаров резидентом.
С Комиссией по вопросам промышленной политики допуск поставщиков, предлагающих товары, происходящие из государств, не указанных в ч. 1 подп. 2.16 п. 2 постановления № 229, не согласовывается в связи с наличием аналогичного производства в государствах, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Справочно.
Комиссия по вопросам промышленной политики создана в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2015 № 525 «О Комиссии по вопросам промышленной политики» с целью выработки стратегии развития и повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Беларуси. Действует на основании Положения, утвержденного этим же постановлением.
Таким образом, если код товара по ОКРБ включен в приложение 3 постановления № 229, а сумма закупки выше, чем 2000 базовых величин, к закупке допускаются участники, предлагающие товар, происходящий только из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. При этом происхождение товара должно быть надлежащим образом подтверждено.
Постановление № 229 не запрещает допуск к закупкам товаров иностранного происхождения, которым национальный режим не предоставлен, при соблюдении определенных условий. В частности, если товар, например, не включен в приложение 3 к постановлению № 229 или стоимость товара не превышает 2000 базовых величин.
Для всесторонней оценки возможности допуска иностранного товара к участию следует ознакомиться с документацией о закупке, которая в соответствии с абз. 13 ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 должна содержать условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары.
Перечисление денежных средств китайскому контрагенту
Перечисление денежных средств резидентами Республики Беларусь в адрес китайских контрагентов, как правило, не вызывает проблем. Практика китайских банков в целом не отличается от международной банковской практики. Вместе с тем известны случаи незачисления денежных средств, поступающих от резидентов Республики Беларусь при исполнении контракта, на счета резидента Китая в связи с непредоставлением последним отдельных документов в китайский банк.
Справочно.
Китайские банки, как и другие банки, входящие в систему международных платежей, проводят процедуры проверки международных денежных переводов на выявление и недопущение:
— фактов легализации доходов, полученных преступным путем;
— нарушений санкционных норм, которые соблюдаются банком;
— иных противоправных действий.
Поэтому для совершения платежа любой китайский банк может потребовать достаточно широкий перечень документов и сведений, начиная от тех, которые нивелируют экономический смысл совершаемой операции, и заканчивая теми, которые указывают конечных бенефициаров участников сделки. Каждый банк имеет свою локальную политику по данному вопросу с набором процедур и требований. Например, если банк не видит конечных бенефициаров, то отказ в совершении платежа может быть связан с риском того, что конечные бенефициары включены в санкционные списки.
В этой связи перед совершением платежа рекомендуется связаться с китайским контрагентом и выяснить, какие документы и для каких целей могут быть запрошены китайским банком для зачисления денежного перевода на счет китайского партнера.
Проверка контрагента из Китая
Многие белорусские предприниматели перед заключением контракта с партнером из Китая проводят проверку его надежности. Одним из способов проверки является анализ документов, свидетельствующих о том, что китайская компания осуществляет реальную предпринимательскую деятельность. Такими документами, в частности, могут являться бизнес-лицензия, действующие сертификаты на производимые товары, на используемое в производственном процессе оборудование и т.п.
Справочно.
Свидетельство о праве хозяйственной деятельности юридического лица (бизнес-лицензия) содержит специальный QR-code, с помощью которого возможно верифицировать подлинность данной лицензии. Адрес ресурса Национальной системы публичного уведомления о кредитоспособности компаний Китая в сети Интернет https://www.gsxt.gov.cn/index.html
Предварительная проверка контрагента
Для предварительной проверки контрагента рекомендуется:
- проверить в бизнес-лицензии виды деятельности, которыми занимается ваш контрагент, и сравнить их с предметом контракта;
- проверить в бизнес-лицензии совпадение данных юридического представителя и подписанта контракта от имени китайского контрагента (он может делать это без доверенности);
- сравнить регистрационные данные контрагента (наименование, адрес, должностные лица), указанные в бизнес-лицензии, сертификате CЕ и информации о регистрации товарного знака и заключаемом контракте.
Достаточно положительным признаком благонадежности можно также считать факт регистрации товарного знака китайского партнера в системе Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), поскольку процесс такой регистрации требует значительных трудовременных и материальных затрат, к которым недобросовестные контрагенты, как правило, не готовы.
Справочно.
Доступ к ресурсу WIPO в сети Интернет по ссылке https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/showData.jsp?ID=ROM.1462022.
Основная проверка контрагента
Более подробную информацию о контрагенте можно узнать из регистрационных документов, а также из открытых источников.
Регистрационные документы:
- свидетельство о праве хозяйственной деятельности юридического лица (бизнес-лицензия);
- выписка из торгового регистра — публичный отчет о кредитной информации предприятия, опубликованный в Национальной системе открытой информации о кредитоспособности предприятий;
Справочно.
Адрес ресурса Национальной системы публичного уведомления о кредитоспособности компаний Китая в сети Интернет: https://www.gsxt.gov.cn/index.html
- регистрационная карточка участника ВЭД;
- свидетельство о регистрации в налоговом органе;
- свидетельство о регистрации в качестве таможенного декларанта.
Следует учитывать, что каждая компания в КНР ведет свою деятельность в соответствии со свидетельством о праве ведения хозяйственной деятельности (бизнес-лицензией), в котором указана сфера деятельности предприятия.
Оптимальный вариант сотрудничества с китайской компанией— когда предмет договора соответствует своей сфере деятельности (в противном случае договор может быть признан недействительным).
Важно предварительно проверить, разрешено ли вашему контрагенту заниматься данным бизнесом, чтобы обеспечить действительность основного контракта.
Из доступных для проверки китайского контрагента ресурсов можно порекомендовать следующие:
- государственная система таможенной кредитоспособности http://credit.customs.gov.cn/;
- профиль компании на популярных маркетплейсах, например, Alibaba.com, Taobao.com и др.;
- китайский сервис по проверке контрагентов (бесплатно предоставляется только часть информации) https://www.aiqicha.com/
Многие китайские реестры информации о компаниях не работают при попытке доступа к ним с иностранной территории, в том числе:
Особенно это важно при осуществлении деятельности в сфере международной торговли, в которой требуется наличие экспортной лицензии, предоставляющей право осуществлять импортно-экспортные операции.
Рекомендации по дополнительным мерам проверки контрагента
Для более полной проверки рекомендуется провести ряд следующих мероприятий:
1. Проверьте наличие стационарного телефонного номера и факса, так как их дают только зарегистрированным компаниям. Проверьте, совпадает ли телефонный номер с регионом места нахождения контрагента.
2. Введите адрес производства или название компании на гугл-картах, сравните с компаниями, которые указывает поисковая система по этому адресу. Посмотрите на адрес производства в режиме спутника — маловероятно, что производство будет расположено в административном здании.
3. Изучите информацию о контрагенте на маркетплейсах. Сравните данные на разных площадках, изучите отзывы, обратите внимание на то, как давно компания представлена на маркетплейсе и каков ее статус, например Gold / Verified Supplier.
Справочно.
Адрес площадки Gold / Verified Supplier в сети Интернет https://www.alibaba.com/help/gold_supplier.html.
4. Сравните адрес производства и адрес компании. Если они различаются, то, скорее всего, вы работаете с посредником либо недобросовестным лицом.
5. Найдите официальный сайт вашего контрагента, на нем должен быть указан номер ICP-лицензии — она в обязательном порядке требуется для создания сайта в Китае. Также обязательно должна быть китайская версия сайта. В свою очередь, наличие только английской версии должно настораживать.
6. Запросите у вашего партнера приглашение на посещение производства и проведение переговоров, оно необходимо для оформления визы в Китай (даже если вы не планируете им воспользоваться). Для добросовестных компаний это нормальная практика. Если ваш контрагент отказывается выдать такое приглашение, это тревожный сигнал — возможно, контрагент не имеет собственного производства или не желает привлекать внимание посольства к своей компании.
Резюме
1. Перед заключением контракта целесообразно проверить потенциального партнера из Китая. Комплекс проверочных мероприятий достаточно обширный и условно включает в себя предварительные мероприятия, основные мероприятия и дополнительные мероприятия.
2. В силу того, что Республика Беларусь не признает Тайвань самостоятельным государством, товары из Тайваня должны иметь сертификат происхождения, выданный уполномоченным органом КНР.
3. До перечисления средств китайскому партнеру необходимо уточнить у него, какие документы он должен будет представить в свой банк для зачисления денежного перевода из Беларуси на его счет.