Вы на портале

Практические рекомендации по взысканию долга в приказном производстве

Основные вопросы статьи: — каковы основные преимущества приказного производства перед исковым? — для чего и как необходимо дробить сумму основного долга в приказном производстве? — кто должен подписывать акт сверки взаимных расчетов и как он оформляется? — как оформить доказательства уплаты государственной пошлины?

Обновлено
Кашин Роман
Кашин Роман

Юрист-лицензиат

2406 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Субъекты хозяйствования безоговорочно отдают предпочтение взысканию долга в порядке приказного производства, и это вполне естественно. Ранее на страницах журнала мы неоднократно обращались к теме преимущества приказного производства перед исковым. Тем не менее хотелось бы еще раз акцентировать внимание на некоторых преимуществах приказного производства по сравнению с исковым:

  • заявление о возбуждении приказного производства рассматривается судом в срок не более 20 дней (в исковом производстве — не более 2 месяцев);
  • указанное заявление рассматривается судом без вызова сторон в судебное заседание (в исковом производстве представители сторон вызываются судом, часто — более одного раза);
  • фиксированный размер государственной пошлины при подаче заявления о возбуждении приказного производства составляет 3 (при долге до 100 базовых величин) или 5 базовых величин (в исковом производстве размер госпошлины рассчитывается и, как правило, в несколько раз превышает указанные величины);
  • допускается не соблюдать претензионный порядок при сумме обращения до 100 базовых величин;
  • представителям сторон не нужно представлять дополнительные доказательства, как в исковом производстве;
  • заявление о возбуждении приказного производства не может быть оставлено без движения или возвращено (в отличие от искового заявления);
  • при рассмотрении указанного заявления суд не может приостановить или отложить производство по делу, как в исковом производстве;
  • по результатам рассмотрения заявления суд выносит определение о судебном приказе, которое является исполнительным документом и вступает в силу с момента его вынесения (в исковом производстве суд выдает судебный приказ после вступления судебного решения в силу по истечении 15-дневного срока на обжалование);
  • к заявлению можно не прикладывать свидетельство о государственной регистрации взыскателя.

Однако, несмотря на то что приказное производство активно применяется субъектами хозяйствования с 2011 г., многие кредиторы не в полной мере используют возможности этой судебной процедуры и даже допускают ошибки, которые сводят на нет все ее преимущества.

Дробление сумм

Согласно ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) в приказном производстве рассматриваются требования, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до 100 базовых величин.

Процедура обращения в суд при сумме требований свыше 100 базовых величин значительно сложнее и длительнее. В частности, в таком случае к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие признание должником суммы задолженности (претензия, полученная и оставленная должником без ответа; положительный ответ на претензию; акт сверки расчетов или иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом).

Поэтому на практике многие взыскатели дробят сумму требований к должнику на несколько сумм, размер каждой из которых составляет до 100 базовых величин (кроме основного долга эта сумма также включает иные требования, например пеню, штрафы, проценты, но не включает сумму государственной пошлины). В таком случае заявление о возбуждении приказного производства может быть подано без направления претензии, срок ответа на которую по общему правилу составляет один месяц (приложение 1 к ХПК).

Отметим, что законодательством не установлены ограничения по взысканию в порядке приказного производства части долга, основанного на одной отгрузке, одном этапе работ и т.п. Поэтому можно дробить требования в том числе в рамках одной накладной, акта выполненных работ, а также обращаться отдельно с требованиями о взыскании долга и штрафных санкций и т.п. Однако необходимо понимать, что при большом объеме претензионно-исковой работы такое дробление требований может значительно усложнить учет приказных производств.

Также стоит обратить внимание на то, что при дроблении суммы долга взыскатель должен подать не одно, а несколько заявлений о возбуждении приказного производства. Соответственно, придется оплатить государственную пошлину по каждому из них. При этом если должник представит возражения по данным требованиям и суд откажет в вынесении определения о судебном приказе, то при переходе из приказного производства в исковое пошлину необходимо будет доплачивать также по каждому отдельному требованию.

Пример.

ООО «А» решило обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с УП «Б» за поставленные и не оплаченные в ноябре 2014 г. товары. Данные товары поставлены в рамках одного договора, но по 5 накладным на общую сумму 80 млн руб.
Если ООО «А» обратится с одним заявлением на сумму 80 млн руб., то госпошлина составит 0,9 млн руб. (5 базовых величин). Если же для сокращения сроков взыскания за счет отказа от предъявления претензии взыскатель разделит сумму задолженности на 5 частей (по каждой накладной) и обратится с отдельным заявлением по каждой части, то общая сумма государственной пошлины составит 1,8 млн руб. (2 базовые величины — 0,36 млн руб. х 5 заявлений).

Приложение надлежащего акта сверки расчетов

Одним из доказательств признания должником суммы долга является акт сверки расчетов. Об этом наверняка помнят все практикующие юристы. А вот особенности оформления такого акта знакомы, скорее всего, лишь тем взыскателям, чьи материалы дела были возвращены судом по причине ненадлежащего оформления. Дело в том, что акт сверки расчетов, как и иные документы, порождающие правовые последствия, должен быть оформлен в соответствии с требованиями законодательства.

Так, акт сверки расчетов, представляя собой финансовое обязательство должника перед взыскателем, является финансовым документом. В соответствии со ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь только руководитель юридического лица действует от его имени без доверенности. Таким образом, акт сверки должен быть подписан руководителем такой организации. Другой работник, включая работника бухгалтерии, может подписать акт сверки только при наличии надлежаще оформленной доверенности. В этом случае к акту сверки прилагается доверенность или ее заверенная копия.

Вопрос о необходимости подписи главного бухгалтера на акте является дискуссионным. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» не предъявляет каких-либо требований к подписи главного бухгалтера на финансовых документах, за исключением документов бухгалтерского учета и отчетности, платежных и иных документов, подпись главного бухгалтера на которых является обязательной в силу требований отдельных нормативных правовых актов.

Тем не менее полагаем, что для дополнительного подтверждения суммы задолженности в акте сверки он должен быть подписан также главным бухгалтером.

В силу сложившейся судебной практики акт должен содержать сведения, позволяющие с достоверностью установить следующие обстоятельства:

  • основания возникновения задолженности обеих сторон (договоры, накладные, акты выполненных работ, платежные документы и т.п.);
  • суммы задолженности обеих сторон с указанием даты их возникновения по каждой хозяйственной операции;
  • период сверки взаимных расчетов.

Если акт сверки охватывает продолжительный период времени либо отгрузки (платежи, приемка работ и т.п.) осуществлялись по нескольким договорам, то целесообразно разделить акт сверки на отдельные части — по периодам времени, договорам, структурным подразделениям сторон и т.п.

Форма акта сверки законодательством не установлена. Стороны, как правило, используют форму акта, содержащуюся в бухгалтерских программах (например, в программе 1С и др.), либо разрабатывают свою форму.

Оформление расчетов и госпошлины

Одним из серьезных моментов в оформлении материалов приказного производства является оформление расчета суммы пени и процентов. Часто взыскатели упускают из внимания тот факт, что прилагаемый расчет в силу того, что он является частью заявления, также должен быть подписан руководителем организации, а не только юрисконсультом (бухгалтером).

При неоднократном обращении за взысканием задолженности по типовым договорам организации целесообразно создать таблицы расчетов с введенными формулами и ставками пени (процентов). Такие таблицы можно создать, например, с помощью программы Microsoft Excel либо другой аналогичной программы.

Расчет и оплата государственной пошлины в приказном производстве, как правило, не вызывают трудностей у взыскателя. Однако и здесь есть моменты, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, с 29 января 2015 г. изменились реквизиты для уплаты государственной пошлины при обращении в экономические суды областей (г. Минска), а также в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь. При сумме долга до 100 базовых величин размер государственной пошлины составляет 2 базовые величины, при сумме долга свыше 100 базовых величин — 5 базовых величин.

Во-вторых, при указании в платежном поручении в назначении платежа суммы, с которой обращается взыскатель, мы бы рекомендовали указывать не общую сумму заявленных требований, а только сумму основной задолженности. Дело в том, что часто после уплаты бухгалтерией госпошлины приходится пересчитывать размер пени или процентов. Соответственно, сумма требований изменится, и платежное требование придется переделать, что влечет за собой возврат из бюджета по справке суда уплаченной суммы и новое оформление платежного требования. Основной же долг, как правило, в течение оформления заявления в суд не меняется.

В-третьих, многие субъекты хозяйствования используют систему «Клиент-банк» и потому прикладывают к заявлению распечатку совершенного электронного платежа, заверенную в лучшем случае подписью и печатью взыскателя. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь факт уплаты государственной пошлины при осуществлении электронных платежей подтверждается экземпляром платежной инструкции (платежного требования), составленным на бумажном носителе, с отметкой банка об их исполнении. В отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Приведенные в настоящем материале рекомендации не являются исчерпывающими. Судебная практика взыскателей ставила и продолжает ставить куда более широкий круг вопросов, чем те, с которыми мы непосредственно сталкивались. Поэтому главная рекомендация — не ограничиваться только тем, что советуют другие, а постоянно самому анализировать информацию, искать решения, создавать свои схемы работы и методики.

К сведению.

В общей доле поступивших в экономические суды Республики Беларусь обращений заявления о возбуждении приказного производства составляют около 70 %. Причем отмечается значительный рост рассмотрения материалов в порядке приказного производства за последние 4 года. Так, например, в экономический суд Минской области в 2011 г. поступило 8 275 заявлений о возбуждении приказного производства, а в 2014 г. — уже 18 453. В то же время исковых заявлений в 2011 и 2014 гг. поступило соответственно 5 460 и 4 416.

Акт сверки взаимных расчетов не включен в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, а потому на него не распространяются требования, предъявляемые к оформлению первичных учетных документов (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

2406 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме