Содержание:
Наем сотрудников: экономические интересы и правовые ограничения
В Беларуси граждане имеют возможность осуществлять оплачиваемую деятельность в 6 формах: в качестве (1) индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), (2) самозанятых, (3) осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, (4) ремесленников, а также на основании (5) трудового или (6) гражданско-правового договора (далее — ГПД).
Вступая в правоотношения, направленные на выбор и реализацию одной из указанных выше форм деятельности, субъекты хозяйствования (как наниматели (заказчики)), сами физические лица, а также государственные органы (как регуляторы и субъекты контроля и надзора) испытывают сложности в правореализации и правоприменении в связи с разными экономическими и иными целями, которые они преследуют.
Основная цель деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций) — извлечение прибыли. Следовательно, администрирование коммерческих субъектов хозяйствования направлено на выбор организационно-правовой формы найма рабочей силы, минимизирующей расходы по уплате налогов в бюджет и обязательных платежей.
Стремясь сократить издержки, субъект хозяйствования может совершить правонарушение, влекущее юридическую ответственность (в случаях, когда такая подмена запрещается действующим законодательством).
В свою очередь, органами государственного управления, в частности Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС), принимаются меры, направленные:
- на обеспечение своевременности и полноты уплаты платежей в бюджет;
- защиту прав и законных интересов граждан, прежде всего, работающих по трудовым договорам (в том числе по предотвращению незаконной подмены одних правоотношений другими в целях избежать уплаты налогов и сэкономить издержки на выплатах гражданам).
Указанные особенности противоположных экономических интересов и сложность правового регулирования выступают одними из факторов, способствующих совершению правонарушений в этой сфере.
На практике имеют место случаи, когда наниматели принуждают работников увольняться с работы и привлекают их к выполнению таких же работ как ИП. Экономический интерес нанимателя в этом случае — снижение издержек на выплату обязательных платежей. Вместе с тем контрольная практика МНС, подтвержденная судебной практикой, выработала определенные подходы к квалификации таких правонарушений и свое-временности их выявления.
Пример
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 06.04.2022 № 155ЭАП21154 (ссылка доступа — clck.ru/3DftqN)
ООО «О» в один и тот же период времени заменило работу по трудовому договору гр-на Р. выполнением аналогичных работ по гражданско-правовому договору гр-на Р. как ИП и тем самым уменьшило налоговые платежи.
Данные действия установлены при проверке МНС и признаны незаконными.
В судебном заседании было установлено, что деятельность ООО «О», связанная с заключением с ИП, по существу выполняющим работу по трудовому договору, договоров по оказанию услуг, обоснованно квалифицирована налоговым органом как направленная на минимизацию обществом своих налоговых обязательств путем уклонения от исполнения обязательств налогового агента в части перечисления подоходного налога. В результате этого у общества возникла обязанность по уплате соответствующих налогов и пеней в бюджет.
Кроме того, на практике встречаются случаи, когда в целях экономии выплаты налогов в бюджет работники, выполняющие работы по трудовому договору, увольняются с работы и привлекаются к работе как самозанятые для выполнения той же работы. В связи с этим МНС своевременно разъяснило случаи, когда такие действия по подмене трудовых правоотношений гражданско-правовыми, направленные на уклонение от уплаты налогов в бюджет, признаются незаконными (письмо МНС от 05.01.2023 № 3-1-13/00048, ссылка доступа — clck.ru/3DfuFA).
Гражданско-правовые договоры как инструмент уклонения от трудовых гарантий
По результатам проверок предприятий и организаций инспекциями по охране труда выявляются случаи, когда наниматели сознательно принуждают граждан заключать ГПД на выполнение определенных работ, чтобы незаконно снизить затраты на гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для работников, в том числе путем необоснованного занижения размера выплачиваемого вознаграждения. При этом по существу правоотношения между заказчиком работ и гражданином являются не гражданско-правовыми.
Предложения по решению проблемы
Надзорными органами выработаны признаки, по которым можно предположить, что произошла незаконная подмена трудовых правоотношений гражданско-правовыми (ссылка доступа — clck.ru/3EAAST):
- заключение ГПД, предметом которых выступает выполнение работ по профессиям и специальностям, предусмотренным тарифно-квалификационными справочниками, когда такие профессии и специальности предусмотрены штатным расписанием организации;
- заключение ГПД на выполнение работ в случаях, если трудовая функция и порученная работа носят постоянный характер.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает установить минимальный размер вознаграждения по ГПД, ниже которого выплата производиться не может.
В частности, полагаем, целесообразно привязать такую оплату к минимальному размеру оплаты труда, установленному законодательством. Таким образом, с точки зрения интересов государства, направленных на защиту прав работников, пресекается возможность уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей и повышается социальная защита граждан.
Вместе с тем представляется, что предложения надзорных органов, направленные на исключение необоснованной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми путем закрепления широкого перечня критериев подмены трудовых договоров гражданско-правовыми, подлежат обсуждению и взвешенной оценке каждого предлагаемого критерия.
Например, признак потенциальной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми — расчет суммы вознаграждения по ГПД, привязанный к оплате труда работника согласно штатному расписанию. В практических ситуациях в силу необходимости экономического обоснования размера вознаграждения, выплачиваемого по ГПД, размер вознаграждения рассчитывается многими предприятиями именно с учетом оплаты труда за выполнение такой работы по трудовому договору (трудовой операции) согласно штатному расписанию как наиболее оптимальный, логичный и не трудозатратный.
Таким образом, установление в законодательстве широкого перечня критериев подмены трудовых договоров гражданско-правовыми приведет к тому, что наниматели не будут применять на практике ГПД, опасаясь ошибки в правоприменении, которая может повлечь привлечение их к административной ответственности за нарушение как трудового, так и налогового законодательства.
При этом важно учитывать, что есть определенные категории граждан, которые сознательно не желают работать по трудовым договорам в силу объективных причин: семейные обстоятельства, состояние здоровья, достижение пенсионного возраста, правовое положение и др. Работа по ГПД дает им возможность самостоятельно организовывать собственное рабочее время без необходимости жестко соблюдать правила внутреннего распорядка нанимателя.
Острота проблемы состоит и в том, что многие граждане (например, пенсионного возраста) владеют «узкими» специальностями и профессиями, которые востребованы только на этом производстве. Таким профессиям не обучают в учебных заведениях, они осваиваются в процессе трудовой деятельности на предприятиях. Изменение законодательства в части введения ограничений случаев заключения ГПД, в том числе путем установления широких критериев подмены трудовых правоотношений гражданско-правовыми, повлечет уход потенциальных работников с рынка труда, что неблагоприятно скажется на деятельности многих предприятий и организаций.
Резюме:
Проблема подмены трудовых отношений гражданско-правовыми требует комплексного решения. Необходимо найти баланс между защитой прав работников и обеспечением гибкости в правовом регулировании. Дальнейшее обсуждение и анализ предложенных мер, а также поиск новых, эффективных механизмов противодействия подмене трудовых отношений являются важными задачами для обеспечения справедливости и стабильности на рынке труда.