Ответ: Нет, не вправе.
Отношения между потребителями и исполнителями, возникающие из договоров возмездного оказания услуг, в том числе по вопросу защиты прав потребителей, регулируются ГК, Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З), иными нормативными правовыми актами.
Указанными нормативными правовыми актами в отличие от Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З) не установлены специальные требования, предъявляемые к претензии, в частности об обязательном наличии на ней личной подписи потребителя.
Важно понимать, что действие Закона № 300-З не распространяется на обращения граждан, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения работника к нанимателю, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (ст. 2 Закона № 300-З).
В этой связи воспользоваться предоставленным юридическому лицу ст. 15 Закона № 300-З правом оставить претензию потребителя без рассмотрения и возвратить оригиналы документов, приложенных к претензии, не получится, поскольку на отношения между потребителем и юридическим лицом распространяются нормы гражданского законодательства, а сама претензия потребителя должна быть рассмотрена с учетом требований, установленных Законом № 90-З.
Таким образом, юридическому лицу необходимо рассмотреть поступившую от потребителя претензию по существу и определить, подлежат ли заявленные потребителем требования удовлетворению или нет.
При этом стоит помнить, что потребителю принадлежит право выбора вида требований, перечисленных в ст. 30,31 Закона № 90-З, которые могут быть предъявлены исполнителю при нарушении сроков оказания услуг, обнаружении недостатков оказанной услуги.
В случае, если потребителем заявлены требования, не соответствующие указанным выше нормам, юридическому лицу следует направить в адрес потребителя ответ с просьбой конкретизировать заявленные требования в претензии с учетом требований Закона № 90-З.