Вы на портале

Трудовые правоотношения в компании: что необходимо сделать до Нового года?

Конец года и начало нового календарного года — всегда довольно суетливое время, и важно не упустить вопросы, решение которых приходится на данный период. Рекомендуем составить своеобразный чек-лист дел, которые нужно успеть выполнить в конце текущего года. В данный чек-лист должны быть включены в том числе следующие действия.

Обновлено
Герасименя Юлия
Герасименя Юлия

Юрист

1807 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
  1. Пересмотреть локальные нормативные правовые акты.
    Конец года — это удачное время для того, чтобы пересмотреть отдельные локальные нормативные правовые акты, требующие корректировок с целью актуализации вопросов, регламентированных такими актами с учетом изменившихся обстоятельств, бизнес-процессов, изменения законодательства. Это необязательный пункт, но, возможно, назрела необходимость подкорректировать правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, коллективный договор, положение о командировках и др.
  2. Пересмотреть штатное расписание.
    Зачастую организационную структуру компании меняют на начало года. Поэтому стоит поинтересоваться у руководства о планах на следующий календарный год относительно штатных единиц и вакантных мест, планируемых на начало года, и в случае необходимости утвердить штатное расписание в новой редакции.

    Если штатное расписание утверждается должностным лицом, то это оформляется грифом «УТВЕРЖДАЮ». Если же порядок утверждения штатного расписания предусматривает издание приказа (распоряжения) нанимателя, то в таком случае оно прилагается к приказу (распоряжению).


    Изменения и дополнения в штатное расписание могут оформляться как в виде самостоятельного документа, вносящего изменения и дополнения в штатное расписание, так и в виде переутверждения самого штатного расписания. С учетом того, что речь идет о штатном расписании на новый год, рекомендуем все же утвердить его в новой редакции.
  3. Составить и утвердить график отпусков.
    При составлении графика отпусков руководители структурных подразделений должны собрать и подать всю необходимую информацию о запланированных их работниками отпусках в установленный нанимателем срок. В любом случае все подготовительные мероприятия нужно завершить к концу декабря 2016 г., так как документ еще необходимо будет согласовать с профсоюзом (при его наличии) и утвердить по общему правилу не позднее 5 января 2017 г., после чего ознакомить с ним работников.

    График отпусков является локальным нормативным правовым актом организации, который регулирует очередность предоставления трудовых отпусков работникам и утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).


    Требований об указании в графике отпусков даты начала и окончания трудового отпуска законодательство о труде не содержит. В графике может быть указан только месяц предоставления отпуска. В таком случае потребуется дополнительная договоренность между работником и нанимателем о конкретной дате начала трудового отпуска.

    Читайте по теме:

    Данильченко Е. График отпусков // Юрист. — 2014. — № 12. — С. 72–74;
    Данильченко Е. Изменение графика отпусков. Вопрос-ответ // Юрист. — 2014. — № 8. — С. 77.

  4. Проверить, находится ли организация в списке организаций, включенных в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на I полугодие 2017 г. (в том числе в части проверки Департаментом государственной инспекции труда).
    Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (короткая ссылка — http://bit.ly/2glQa7R).

    Для ознакомления работников с графиком отпусков можно:
    1) разместить график отпусков в общедоступном для работников месте (информационные доски, внутренний корпоративный сайт и т.д.);
    2) ознакомить каждого работника под роспись (приложение в виде листа ознакомления, дополнительная графа в самом графике отпусков).

  5. Внести изменения в типовую форму контракта.
    С 1 января 2017 г. предусмотрено ежегодное повышение пенсионного возраста на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.04.2016 № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2016 № 728 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» изменена формулировка относительно пенсионного возраста: в примерной форме контракта словосочетание «при достижении мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет» заменено словами «общеустановленного пенсионного возраста и имеющему право на пенсию».
  6. Перепроверить гражданско-правовые договоры, заключенные с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуг), с целью недопущения замены трудовых отношений гражданско-правовыми.

    Читайте по теме:

    Семенихина С. Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми: возможные риски и последствия // Юрист. — 2016. — № 6;
    Косько Ю. Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми // Юрист. — 2015. — № 7;
    Сидоренко А. 6 типичных ошибок, допускаемых при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами // Юрист. — 2016. — № 10.

  7. Правильно оформить в табеле учета рабочего времени перенесенный рабочий день для работника, для которого этот день не мог быть рабочим.
    Если по различным объективным причинам (отпуск, болезнь и др.) перенесенный рабочий день для конкретного работника не мог быть рабочим, то на него такой перенос не распространяется.

    Пример

    Работник будет находиться в трудовом отпуске с 30.12.2016 по 20.01.2017. Рабочий день 02.01.2017 перенесен на 21.01.2017. Для работников, которые будут находиться в трудовом отпуске, заканчивающемся до 21.01.2017, в табеле учета рабочего времени 02.01.2017 будет отмечаться как день отпуска, а 21.01.2017 — как выходной день.

  8. В случае образования вакансии не забыть уведомить службу занятости в течение 5 дней.
    Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» внес существенные коррективы в законодательство о занятости населения. В частности, изменен понятийный аппарат (в том числе введены новые термины), а также значительно дополнены положения о правах и обязанностях безработных и нанимателей.
    Нанимателям важно помнить, что с 24.10.2016 они обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях). До указанной даты срок уведомления составлял две недели.

    Справочно:

    С 1 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2015 № 1094 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» минимальная заработная плата установлена в размере 230 рублей.


    Дополнительно наниматели обязаны информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении вакансий, о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения.
1807 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме