КРАТКАЯ СПРАВКА
Родилась в 1986 г. в Краснопольском районе Могилевской области.
Образование:
• Минский государственный торговый колледж, 2004 г., специальность «Правоведение».
• БГУ, 2010 г., специальность «Правоведение», квалификация — юрист.
• Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2022 г., специальность «Государственное управление и экономика», квалификация — экономист-менеджер.
• Аспирантура БГУ, 2017 г., специальность «Административное право. Финансовое право. Информационное право», соискатель ученой степени кандидата юридических наук.
• Магистратура Академии управления при Президенте Республики Беларусь, специальность «Менеджмент», профилизация «Корпоративное управление», с 2023 г. по настоящее время.
Опыт работы:
• Старший инспектор по кадрам, юрисконсульт государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
• Ведущий юрисконсульт государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии».
• Руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова».
Преподавательская деятельность:
• с 2011 г. по настоящее время — преподаватель, старший преподаватель юридического факультета БГУ;
• с 2022 г. по настоящее время — старший преподаватель специального курса «Организация закупок товаров (работ, услуг)» кафедры финансового менеджмента и информатизации здравоохранения Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ.
— Татьяна, с 2018 года Вы работаете руководителем юридической службы одной из ведущих организаций здравоохранения страны. Уверен, что в силу занимаемой должности Вам приходится глубоко вникать в вопросы медицины. Можно ли сегодня говорить о медицинском праве как об отдельной отрасли белорусского законодательства?
— До настоящего времени ведутся научные дискуссии на эту тему при фактически сложившихся трех основных подходах к рассмотрению данного вопроса.
Первый подход связан с рассмотрением медицинского права в качестве подотрасли права социального обеспечения, второй — в качестве комплексной отрасли законодательства, а третий — в качестве самостоятельной комплексной отрасли права. На мой взгляд, можно с полной уверенностью говорить о медицинском праве как самостоятельной отрасли права в системе права. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день медицинское право имеет свой предмет правового регулирования в виде норм, регулирующих общественные отношения, возникающие непосредственно в сфере охраны здоровья граждан, — метод, систему, источники и т.д.
— Насколько специфические правовые вопросы приходится решать Вам и Вашим сотрудникам по сравнению с коллегами, работающими в других областях хозяйственной деятельности?
— Юрист в сфере здравоохранения — это не просто юрисконсульт, это член многопрофильной команды, полноправный участник выработки стратегии развития организации здравоохранения по каждому из направлений ее деятельности. Он должен быть компетентен как в вопросах юриспруденции, так и в вопросах медицины и смежных областей.
С учетом целей, предмета и видов деятельности, осуществляемых ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова» (далее — Центр), его номенклатуры это совершенно уникальная организация здравоохранения. Центр включает в себя элементы как государственной (клинической, научной), так и коммерческой организации. Это обусловлено наличием в его организационно-штатной структуре клинического, научного и внебюджетного сектора, что предполагает осуществление правового сопровождения каждого из осуществляемых направлений деятельности.
В этой связи спектр решаемых вопросов достаточно широк. Начиная от правового сопровождения научной, медицинской, фармацевтической, образовательной деятельности по профилю Центра и в иных смежных областях медицины и биологии и заканчивая вопросами международного сотрудничества. Это, безусловно, требует от сотрудников широкого правового кругозора, глубоких знаний в различных отраслях права.
— Кроме основной работы Вы также преподаете на юридическом факультете БГУ. Это, на мой взгляд, достаточно сложно. Чем было вызвано Ваше желание преподавать?
— После получения среднего специального образования в УО «Минский государственный торговый колледж» по специальности «Правоведение» в 2004 году я начала свою трудовую деятельность в сфере государственного санитарного надзора. Параллельно обучалась на юридическом факультете УО «Белорусский государственный университет». В процессе обучения активно занималась научно-исследовательской работой, в том числе путем участия в научно-практических конференциях, заседаниях круглых столов, кружках по вопросам административного, административно-деликтного и процессуально-исполнительного права с публикацией соответствующих тезисов, статей и т.д. Это впоследствии и предопределило мою специализацию и поступление по направлению кафедры в аспирантуру БГУ.
Руководство юридического факультета БГУ занимает позицию активного привлечения аспирантов к образовательному процессу с целью формирования у них необходимых и достаточных компетенций в данной сфере. Таким образом, с 2011 года началась моя преподавательская деятельность на кафедре конституционного права юридического факультета БГУ, которая продолжается до настоящего времени. Кроме того, параллельно я продолжаю работу над кандидатской диссертацией по теме «Административно-правовое принуждение в сфере государственного санитарного надзора».
Преподавательская работа лично меня привлекает возможностью регулярно самосовершенствоваться и развиваться, а также передавать свой опыт практической работы и знания молодому поколению.
— Татьяна, Вы работаете со студентами, нашей будущей сменой. Через несколько лет они станут нашими коллегами. Чего нам ждать от них? Есть ли у них профессиональный потенциал, желание расти?
— Современные студенты-юристы полностью отвечают тенденциям времени, они очень целеустремленны, активны и амбициозны. Поэтому мы можем быть абсолютно уверены в том, что нас ждет достойная смена.
— А в Вашей команде есть молодые юристы? И раз уж речь зашла о кадрах — по какому принципу Вы подбираете сотрудников?
— В юридической службе Центра сформирована команда молодых, инициативных и одновременно высококвалифицированных юристов, которые реализуют в полном объеме те функции и задачи, которые возложены на юридическую службу.
При подборе и расстановке кадров я учитываю конкретные потребности нашей службы. При этом особое внимание уделяю уровню образования кандидатов, опыту работы, заинтересованности в личностном и профессиональном развитии, оценивая возможности их гармоничного вхождения в уже сложившийся коллектив. Собеседования провожу всегда лично.
Мы практикуем трудоустройство в юридическую службу молодых специалистов. И это дает положительные результаты. Кроме того, мы сотрудничаем с ведущими вузами республики по вопросу прохождения практики студентами юридических специальностей с целью последующего рассмотрения вопроса об их трудоустройстве.
В качестве дополнительных методов мотивации кадров активно используем предоставление возможности получения социальных благ (улучшение жилищных условий, пользование лечебно-диагностическими услугами Центра и т.д.), что делает предложения, связанные с трудоустройством, особенно привлекательными.
— Вам достаточно того багажа знаний и уровня компетенции, с которым приходят новые сотрудники? Или Вы сторонник постоянного процесса обучения и совершенствования?
— Для формирования у сотрудников универсальных профессиональных компетенций я активно использую ротационные мероприятия (как внутри службы, так и в смежные структурные подразделения — отдел кадров, отдел материально-технического снабжения и т.д.), с помощью которых обеспечивается их личностное и профессиональное развитие, взаимозаменяемость и мотивация персонала.
Для меня очень важна мотивированность сотрудников на личностное и профессиональное развитие. Для этого мы практикуем:
— изучение специальной литературы (пособий, журналов, в том числе журналов «Юрист», «Строительная деятельность и право» и т.д.), информации, размещаемой в информационно-правовых и иных системах, с обсуждением результатов на оперативных совещаниях;
— направление на курсы повышения квалификации, переподготовки, участие в форумах, тренингах, семинарах в качестве слушателей, а также в качестве модераторов, докладчиков и т.д.;
— рассмотрение и обсуждение вопросов применения действующего законодательства на оперативных совещаниях;
— принятие участия в подготовке различных публикаций (тезисов, статей и т.д.) по правовой тематике.
При этом перечень способов и методов профессионального роста остается открытым. Что-то формируется непосредственно в процессе работы, что-то мы перенимаем у коллег, что-то вырабатываем в результате анализа конкретных ситуаций.
Особое внимание уделяем формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитию навыков коммуникативного общения. Для этого регулярно участвуем в программах и иных мероприятиях, в том числе организуемых на базе медико-психологического отделения Центра.
— Татьяна, если бы Вам предоставилась возможность повторно выбрать профессию, каким был бы Ваш выбор?
— Я глубоко убеждена, что остановилась бы на ранее избранной профессии юриста, которая позволяет идти в ногу со временем, активно развиваться, профессионально расти и достигать поставленных перед собой целей.
— Есть ли у Вас хобби? И удается ли уделять любимому увлечению достаточно времени?
— В свободное время, которого, к сожалению, у меня не очень много, я уделяю время семье. Люблю отдых на природе и занятия спортом.
— И сотрудникам редакции, и читателям было бы интересно узнать Ваше мнение и мнение Ваших коллег о нашем журнале. Насколько активно он используется в решении практических вопросов, в повышении профессионального уровня сотрудников?
— Наверное, обнародую тот общеизвестный факт, что журнал «Юрист» является лучшим профессиональным изданием для юристов в стране. В связи с этим хотелось бы пожелать редакции и в дальнейшем занимать лидерские позиции на избранном поприще, генерировать новые идеи и успешно воплощать их в жизнь.
— Татьяна, большое спасибо за уделенное время! От имени редакции и читателей хотел бы пожелать Вам и Вашим сотрудникам успехов в работе, профессионального роста, оптимизма и активности. Надеюсь, мы еще не раз встретимся на страницах нашего журнала!
Беседу вел Роман КАШИН,
зам. главного редактора журнала «Юрист»
по теме