Содержание:
Введение новых терминов и расширение сферы действия Закона
Одной из новелл является введение в Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) терминов «владелец интернет-площадки», «интернет-площадка» и их определение, что позволит четко определить участников отношений в сфере дистанционной торговли.
Definition.
Владелец интернет-площадки — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам (исполнителям) и потребителям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) посредством интернет-площадки (ст. 1 законопроекта).
Интернет-площадка — сайт в глобальной компьютерной сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к глобальной компьютерной сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли и (или) выполнения работ (оказания услуг) по образцам, описаниям этих работ (услуг), одновременно двум и более продавцам (исполнителям), в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах (работах, услугах) и продавцах (исполнителях), сравнения и отбора товаров (работ, услуг), заключения договоров розничной купли-продажи (договоров на выполнение работ, оказание услуг) и оплаты товаров (работ, услуг), выбора способа и организации доставки товаров (ст. 1 законопроекта).
В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности владельцев интернет-площадок, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих обязанности и ответственность владельцев интернет-площадок в отношениях с потребителями. Закон будет распространяться на отношения между потребителями и владельцами интернет-площадок, что ранее не было учтено.
Расширение прав потребителей и установление обязанностей владельцев интернет-площадок
Права потребителей дополняются правом на информацию о владельце интернет-площадки, а также на просвещение (информирование) владельцами интернет-площадок о своих правах и необходимых действиях по защите этих прав.
Владельцы интернет-площадок наделяются обязанностями предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиями п. 2 ст. 7, пп. 1 и 2 ст. 8 Закона, включая информацию о сроке доставки товара (выполнения работ, оказания услуги), цене и об условиях оплаты доставки товара, а также информацию о продавцах (исполнителях). Указанная информация должна быть предоставлена продавцом (исполнителем) и размещена владельцем интернет-площадки на соответствующей интернет-площадке.
Также законопроект предусматривает перечень информации, которую владелец интернет-площадки должен размещать на главной (начальной, стартовой) странице своей интернет-площадки:
- о себе, включая контактные данные, режим работы;
- контактные данные лица, уполномоченного владельцем интернет-площадки рассматривать обращения потребителей о нарушении их прав;
- контактные данные работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации владельца интернет-площадки, уполномоченных рассматривать обращения потребителей.
Обязанностями владельца интернет-площадки станут следующие:
- обеспечить функционирование инфраструктуры интернет-площадки, в том числе техническую возможность для подачи потребителем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них;
- обеспечить техническую возможность для предоставления продавцом (исполнителем) необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге) и продавце (исполнителе);
- в течение 7 дней со дня обращения потребителя обеспечить удовлетворение продавцом требований потребителя, установленных пп. 2 и 3 ст. 24 Закона*, в случае если договор, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, был заключен посредством интернет-площадки.
* Когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанности по передаче товара в установленный договором срок и когда потребитель направил продавцу соответствующее требование и продавцом в сроки, установленные Законом, требование не удовлетворено.
При этом предусматривается, что владелец интернет-площадки на основании определенных им правил предоставления услуг на интернет-площадке принимает меры по соблюдению продавцами (исполнителями), реализующими товары (выполняющими работы, оказывающими услуги) посредством этой интернет-площадки, требований законодательства о защите прав потребителей. Законопроект не определяет перечень таких мер — вероятнее всего, владелец интернет-площадки должен будет установить их самостоятельно, иначе возникнет риск наступления ответственности перед потребителем.
Ответственность за нарушение прав потребителей
Законопроектом вводится гражданско-правовая ответственность владельца интернет-площадки за нарушение прав потребителя (ст. 15 Закона) и за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) (ст. 16 Закона).
В этой связи важно понимать следующее.
1. Потребитель сможет предъявить требования владельцу интернет-площадки по вопросам, вытекающим как из оказания услуг, так и в случаях неисполнения обязанностей, возложенных на владельца интернет-площадки законодательством о защите прав потребителей.
2. Потребитель по-прежнему должен предъявлять требования продавцу и в том случае, когда договор заключен посредством интернет-площадки или интернет-ресурса продавца (исполнителя). При этом такие требования потребитель вправе предъявить с использованием инфраструктуры интернет-площадки (интернет-ресурса).
Так, законопроект предусматривает ответственность владельца интернет-площадки в виде неустойки в размере 1 % цены товара за необеспечение в 7-дневный срок с момента обращения к нему потребителя удовлетворения продавцом требований потребителя, установленных пп. 2 и 3 ст. 24 Закона, в случае если договор, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, был заключен посредством интернет-площадки.
Законопроект предусматривает возложение на владельца интернет-площадки исполнения обязанностей продавца по проведению экспертизы достоверности информации, принятию у потребителя товара ненадлежащего качества, проведению проверки качества товара (в случае необходимости), информированию потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара. В том числе — о месте и времени проведения проверки качества товара, экспертизы товара за свой счет, оплате ее стоимости, возврате крупногабаритных товаров или товаров весом более 5 килограммов в случае, если информация о товаре (работе, услуге) была представлена продавцом (исполнителем) на интернет-площадке, а также в случае, если договор розничной купли-продажи был заключен посредством интернет-площадки и местом нахождения (местом жительства) продавца (исполнителя) является территория иностранного государства.
Продажа товаров с использованием сети Интернет
1. Предусматривается изменение п. 2 ст. 9-1 Закона. Требование о предоставлении потребителю права выбора формы оплаты (наличная или безналичная) не будет распространяться при соблюдении двух условий: продажа товаров должна осуществляться с использованием сети Интернет и продавец должен принять решение об осуществлении расчетов за товары только в безналичной форме.
2. Устанавливается, что при осуществлении дистанционной торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, местом приобретения таких товаров являются эти пункты.
3. Закрепляется обязанность размещать информацию о продавцах, исполнителях и изготовителях, указанную в пп. 1 и 2 ст. 8 Закона, на главной странице интернет-ресурса продавца (исполнителя).
Корректировка норм по вопросам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг
Законопроектом вводятся термины «финансовая услуга», «финансовый продукт», «исполнитель финансовой услуги» и их определения.
Так, под финансовой услугой в проекте Закона понимается услуга, оказываемая потребителю на основании договора, заключенного:
- с банком, небанковской кредитно-финансовой организацией;
- в рамках лизинговой деятельности, микрофинансовой деятельности, деятельности по совершению инициируемых физическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс), деятельности оператора сервиса онлайн-заимствования, деятельности по оказанию платежных услуг;
- в рамках страховой деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг.
Появляется новая ст. 11-1, которой предусматривается право потребителя на достоверность и своевременность представления сведений, входящих в состав кредитной истории потребителя, а также ответственность продавца (исполнителя) за несвоевременность и недостоверность представления таких сведений.
Изменения в компетенции государственных органов
Планируется внесение изменений в части компетенции государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей.
Местные исполнительные и распорядительные органы будут иметь право обращаться в суд с коллективным исковым заявлением в случае нарушения прав потребителей, за исключением потребителей финансовых услуг. Аналогичное право предоставляется Национальному банку и общественным объединениям потребителей.
Предусмотрено, что государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям, владельцам интернет-площадок) предписания об устранении нарушений прав потребителей.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы наделяются полномочиями на направление владельцам интернет-площадок предписаний об устранении нарушений прав потребителей, за исключением потребителей финансовых услуг.
Расширение компетенции общественных объединений и возмещение их расходов
Общественные объединения потребителей (далее — ООП) наделяются правом обращаться по поручению потребителя с претензией к владельцу интернет-площадки об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, а также предъявлять иск в суд о признании действий владельца интернет-площадки противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Также ООП имеют право обращаться в суд с коллективным исковым заявлением в случае нарушения прав потребителей.
Предусматривается, что расходы ООП, связанные с обращением по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации, владельцу интернет-площадки), должны быть подтверждены документально. При этом также предусматривается, что суд вправе уменьшить размер таких расходов по причине их несоразмерности или избыточности, определяемой судом с учетом характера спора, фактических обстоятельств и сложности дела, объема подлежащего защите права, а также с учетом времени, объективно достаточного для совершения действий, принятых ООП для защиты права потребителя.
В настоящее время имеют место случаи, когда представленные суду расходы ООП документально не подтверждены. При этом суды не запрашивают документы, подтверждающие обоснованность произведенных расчетов, а проверяют расчет на предмет соответствия его составу расходов. В свою очередь общественные объединения отказываются от расшифровки расчетов. Предложенное новшество устранит ненадлежащую правоприменительную практику, связанную с возмещением расходов ООП.
Справочно.
Состав расходов утвержден постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 25.07.2012 № 21 «Об установлении примерной формы договора безвозмездного оказания услуг общественным объединением потребителей, состава расходов общественного объединения потребителей, подлежащих возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией), и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. № 54».
Резюме:
1. Планируемые изменения направлены на адаптацию правовой системы к условиям дистанционной торговли и обеспечение защиты прав потребителей в интернет-пространстве.
2. Законопроект наделяет продавца правом принять решение об осуществлении расчетов только в безналичной форме или о возможности использования в расчетах как наличной, так и безналичной форм оплаты. При этом есть риск того, что часть покупателей, которые не готовы использовать безналичную форму расчетов, откажутся от приобретения товара у продавца.
3. При осуществлении дистанционной торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, планируется, что местом приобретения таких товаров будут являться эти пункты.
4. Информацию об изготовителях (исполнителях, продавцах) необходимо будет размещать на главной странице интернет-ресурса продавца (исполнителя).
5. Государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям, владельцам интернет-площадок) предписания об устранении нарушений прав потребителей.
6. Расходы общественного объединения потребителей, связанные с обращением по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации, владельцу интернет-площадки), должны будут подтверждаться документально. Суд вправе уменьшить размер таких расходов.