Содержание:
Порядок поступления на альтернативную службу и ее прохождения регулируется:
Что такое альтернативная служба?
Альтернативная служба представляет собой общественно полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы. Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь (ст. 1 Закона № 276-З).
С учетом положений ч. 1, 2 ст. 4 Закона № 276-З граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
Справочно:
Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, определен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2016 № 24. В него по состоянию на 15.03.2024 включены 376 организаций.
Какие сроки альтернативной службы?
Сроки альтернативной службы составляют:
- для граждан, не имеющих высшего образования, – 36 месяцев;
- для граждан, имеющих высшее образование, – 24 месяца (ч. 1 ст. 19 Закона № 276-З, п. 3 Положения).
В эти сроки также включается время исполнения обязанностей альтернативной службы, ежедневный и еженедельный отдых (выходные дни), в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, время нахождения в отпусках (за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждение образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, и получением образования), время нахождения в пути к месту прохождения альтернативной службы (ч. 2 п. 3 Положения).
Кто может быть направлен на альтернативную службу?
На альтернативную службу могут быть направлены граждане, соответствующие одновременно следующим условиям:
- подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве;
- годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве;
- лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы (ч. 1 ст. 3 Закона № 276-З).
Справочно:
На альтернативную службу не направляются граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве (ч. 2 ст. 3 Закона № 276-З).
Гражданин при наличии у него указанных оснований не позднее 10 календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве может обратиться с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную службу в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства.
В заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную службу. К заявлению прилагаются автобиография гражданина и иные материалы (по усмотрению заявителя), которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.
При этом по просьбе гражданина, заявление которого рассматривается, или по собственной инициативе призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления (ст. 15, ч. 3 ст. 16 Закона № 276-З).
Как документально оформить увольнение работника в связи с поступлением на альтернативную службу
В случае принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу военный комиссариат в течение 5 календарных дней после заседания указанной комиссии выдает гражданину направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и в тот же срок письменно информирует об этом Министерство труда и социальной защиты, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина с указанием даты принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу (ч. 1 ст. 18 Закона № 276-З).
Справочно:
Направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина, выдаваемое военным комиссариатом после принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу, будет являться документальным основанием последующего увольнения работника по п. 1 ст. 44 ТК.
Далее Министерство труда и социальной защиты в течение одного месяца со дня поступления информации из военного комиссариата определяет организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и письменно информирует о принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и месту нахождения этой организации (ч. 2 п. 10 Положения).
Справочно:
Гражданину, проходящему альтернативную службу, органом по труду, занятости и социальной защите по месту жительства выдаются следующие документы:
— удостоверение гражданина, проходящего альтернативную службу;
— учетная карта гражданина, проходящего альтернативную службу;
— предписание для прохождения альтернативной службы;
— проездные документы (п. 9 Положения).
Какие гарантии и компенсации предоставляются работнику при увольнении по п. 1 ст. 44 ТК?
При прекращении трудового договора по п. 1 ст. 44 ТК работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (ч. 4 ст. 48 ТК).
Кроме того, работник, призванный на альтернативную службу, имеет льготу при увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск. Производить удержание из его заработной платы за неотработанные дни отпуска в таком случае запрещается (п. 2 ч. 2 ст. 107 ТК).
Какой датой производить увольнение?
Каких-либо предписаний о сроке и порядке прекращения трудового договора по данному основанию законодательством о труде не установлено.
С учетом изложенного конкретный день увольнения по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 44 ТК, должен быть согласован нанимателем с работником и указан в заявлении об увольнении в связи с поступлением на альтернативную службу.
При этом датой прекращения трудовых отношений может быть как дата, непосредственно предшествующая дате поступления на альтернативную службу, указанная в направлении, так и любая другая дата, согласованная работником и нанимателем с расчетом того, чтобы призывнику хватило времени подготовиться и добраться до места прохождения службы.
С учетом требований п. 15 ст. 55 ТК прекращение трудового договора (контракта) с работником оформляется приказом (распоряжением).
Образец приказа об увольнении в связи с направлением работника на альтернативную службу
На основании приказа в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении. Записи об основаниях прекращения трудового договора (контракта) производятся в трудовой книжке в точном соответствии с формулировками ТК или иных законодательных актов (п. 35 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40).
Образец оформления записи в трудовой книжке работника при увольнении в связи с призывом на альтернативную службу
Возможно ли продолжение трудовых отношений после окончания альтернативной службы?
С учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 342 ТК лицам, уволенным с альтернативной службы, в течение 3 месяцев после окончания альтернативной службы гарантируется сохранение права поступления на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу.
Гарантия, предусмотренная п. 1 ч. 1 ст. 342 ТК, имеет императивный характер: наниматель обязан в указанный срок по заявлению работника предоставить ему возможность трудоустроиться на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу.
Кроме того, лицам, уволенным с альтернативной службы и принятым на прежнее место работы, гарантируется выплата единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы (п. 2 ч. 1 ст. 342 ТК).
На каких условиях заключается трудовой договор с работником, принимаемым на период альтернативной службы?
С лицами, принимаемыми на место работника на период прохождения им альтернативной службы, трудовые отношения должны оформляться с учетом п. 5 ч. 2 ст. 17 ТК.
При этом срок трудового договора, заключаемого с работником, принимаемым на должность служащего (профессию рабочего), которую занимал работник до поступления на альтернативную службу, не может превышать срока, который включает в совокупности:
- период альтернативной службы;
- период, не превышающий 3 месяцев после ее окончания.
Справочно:
Поскольку конкретный день, когда работник, окончивший альтернативную службу, приступит к работе, заранее определить невозможно (это может быть как день, непосредственно следующий за днем ее окончания, так и последний день трехмесячного срока, в течение которого он имеет право вернуться к прежнему нанимателю), срок трудового договора, заключаемого с работником, принимаемым по занимаемой им должности (профессии), целесообразно определять следующим образом: « с … по день, предшествующий дню выхода на работу Новицкого Виктора Ивановича после прохождения альтернативной службы».
С учетом положений п. 3 ст. 38 ТК трудовой договор, заключенный с лицами, принимаемыми на должность служащего (профессию рабочего), которую занимал работник до его поступления на альтернативную службу, будет подлежать прекращению в день, предшествующий дню выхода этого работника на работу.