Вы на портале

Процедура государственных закупок: корректировки и новые правила

C 1 июля 2019 г. Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — Закон) скорректированы действующие правовые нормы в сфере государственных закупок.

Во исполнение положений Закона Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь принят ряд нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты процедур госзакупок. Каковы актуальные новеллы, имеющие практическое значение для участников процедуры государственных закупок?

Обновлено
Лойша Андрей
Лойша Андрей

Адвокат 

8555 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 91 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок» (далее — Инструкция № 91)

Дата вступления в силу: 01.07.2019

Порядок рассмотрения жалоб

Ранее порядок рассмотрения жалоб регулировался Инструкцией о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 30 (далее — Инструкция № 30).

Изменения в порядке рассмотрения жалоб обусловлены:

— вступлением в силу новой редакции Закона;

— необходимостью устранения правовых пробелов.

В частности, принята норма ч. 3 п. 4 Инструкции № 91, четко определяющая, что протокол, которым оформляется решение комиссии по рассмотрению жалоб, подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие — заместителем председателя. Данный вопрос не был прямо урегулирован законодательно, но на практике протокол заседания комиссии подписывал именно председатель комиссии (а в случае его отсутствия — заместитель).

Справочно:
Лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, обязаны направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения (п. 4 ст. 53 Закона).

Ранее п. 14 Инструкции № 30 предусматривалось, что с момента поступления жалобы, но не позднее чем за два рабочих дня до ее рассмотрения ответчик, иные участники и лица вправе направить в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь возражение на жалобу.

Указанная норма не нашла отражение в Инструкции № 91 ввиду того, что данный вопрос в настоящее время урегулирован в п. 4 ст. 53 Закона, при этом закреплена обязанность (а не право) лица по предоставлению отзыва на жалобу при обжаловании его действия (бездействия) или решения.

Функции МАРТ

В Инструкции № 91 установлено, что приказом Министра антимонопольного регулирования и торговли определяется структурное подразделение МАРТ, обеспечивающее подготовку материалов для рассмотрения и принятия решений по жалобам, как было и ранее. На практике таким подразделением является отдел координации контроля государственных закупок управления государственных закупок МАРТ.

В отличие от Инструкции № 30 теперь отсутствует норма, определяющая, что структурное подразделение обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения и принятия решения по жалобе и проводит проверку соблюдения ответчиком законодательства о государственных закупках при осуществлении процедуры государственной закупки. По существу проверка соблюдения ответчиком законодательства о государственных закупках в соответствии с Инструкцией № 30 являлась камеральной проверкой.

Справочно:
Порядок проведения камеральной проверки определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 34 «О порядке проведения камеральной проверки».

Законодатель в ст. 54 Закона прямо установил, что принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения камеральной проверки.

Ряд изменений в порядке рассмотрения жалоб обусловлен созданием государственной информационно-аналитической системы. Так, с 01.07.2019 МАРТ принимает жалобу в течение 3 рабочих дней с момента размещения ее в государственной информационно-аналитической системе, а не со дня поступления жалобы непосредственно в МАРТ (изменения являются позитивными и упрощают процедуру обжалования государственной закупки).

На МАРТ возложена обязанность по принятию решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной (п. 5 ст. 53 Закона, п. 17 Инструкции № 91), а в отношении нарушений законодательства о государственных закупках — по вынесению предписаний (ст. 55 Закона).


Нормативный акт: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 «Об утверждении Положения о комиссии по государственным закупкам» (далее — Положение о комиссии)

Дата вступления в силу: 01.07.2019

Формирование комиссии

До 1 июля 2019 г. порядок формирования комиссии по государственным закупкам и ее функции регулировались Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778.

Справочно:
До 01.07.2019 председателем комиссии при проведении госзакупок мог быть назначен как руководитель заказчика (организатора), так и иной работник.

Предусмотренный Положением о комиссии порядок формирования комиссии по государственным закупкам и ее функции не сильно отличаются от ранее действовавших, однако есть ряд новелл, которые необходимо учитывать заказчику (организатору):

1. Председателем комиссии может быть руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель (ч. 2 п. 5 Положения о комиссии).

2. Протокол оформляется и подписывается председательствующим на заседании, секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании, в день проведения заседания комиссии (п. 19 Положения о комиссии).

Справочно:
До 01.07.2019 право определять периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, было предоставлено только заказчикам.

3. Исключена функция комиссии, когда она могла предлагать участникам обеспечить приведение предложений в соответствие с требованиями документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения (функция комиссии в некоторой степени провоцировала коррупционные риски, поэтому подверглась корректировкам).

4. Исключена функция комиссии по выдаче рекомендаций заказчику (организатору) проведения повторной аналогичной процедуры государственной закупки или иной процедуры государственной закупки.

5. Организаторам предоставлена возможность определять периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий (ч. 2 п. 3 Положения о комиссии).


Нормативный акт: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92 «О формировании и ведении спис-
ка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» (далее — Инструкция)

Дата вступления в силу: 01.07.2019

Списки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок

Ранее порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, был определен Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 34.

Существенными изменениями с принятием Инструкции являются следующие:

1. Установлена обязанность по направлению в МАРТ сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), подлежащих включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Справочно:
Информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащаяся в заявлении, документах и сведениях, направляется заказчиком (организатором) в МАРТ в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого уклонилось такое лицо, либо со дня расторжения договора с ним (п. 6 Инструкции).

2. Увеличен срок, в течение которого поставщик (подрядчик, исполнитель) не может участвовать в процедурах государственных закупок. Данный срок составляет 2 года с момента включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Справочно:
До 01.07.2019 подача в МАРТ сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), подлежащих включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, являлась правом, а не обязанностью заказчика (организатора).

3. Изменены основание для включения поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного участником-победителем государственной закупки, в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, и список документов, подтверждающих такое основание:

Корректировки
До 01.07.2019
С 01.07.2019
Основание для включения в список участника-победителя
Отказ от заключения договора
Уклонение участника-победителя от заключения договора
Перечень документов, подтверждающих основание для включения в список
Копия постановления суда о понуждении такого юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, к заключению договора и (или) его письменного отказа от заключения договора
Документы и сведения, подтверждающие факт уклонения участника-победителя от заключения договора


Такое изменение, с одной стороны, направлено за защиту интересов заказчиков (организаторов) с целью воздействия на недобросовестных участников, которые после определения в качестве победителя бюрократизировали вопрос подписания договора и выдвигали дополнительные условия. 

С другой стороны, неопределенное понятие «уклонение» и широкий список документов, которые подтверждают наличие основания для включения в список, влекут вероятность злоупотреблений со стороны заказчиков (организаторов) и нарушают баланс интересов лиц, участвующих в процедурах государственных закупок.

Дополнительно по теме:
Крюковский С. Специальные и общие сроки для подачи жалоб при государственной закупке
Бакиновская О., Амельченя Ю., Третьякова А. Новеллы законодательства о государственных закупках

8555 Shape 1 copy 6Created with Avocode.