Указ № 143: субсидиарная ответственность

Указ № 143: субсидиарная ответственность

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) в качестве одного из положений содержит п. 23, который касается привлечения руководителей, участников, собственников к субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц – банкротов.

Означает ли данное положение отмену субсидиарной ответственности либо приостановление рассмотрения таких дел на какой-то период?

Предлагаем разобраться и взглянуть на возможные “подводные камни”.

Сысуев Тимур

Адвокат, партнер АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч», доцент кафедры гражданского процесса и трудового права БГУ

Королева Надежда

Адвокат АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»

2477 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что предусматривает Указ в части «субсидиарки»?

Указ вводит обратную силу для подп. 5.6 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), который в свое время ограничил основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-банкрота только виновными (умышленными) действиями руководителей и учредителей, повлекших банкротство. 

Указ распространяется на вынесенные до 25 февраля 2018 г. (включительно) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены по состоянию на 26 апреля 2020 г. (когда вступил в силу Указ) в полном объеме либо в какой-то части.

Субсидиарная ответственность отменена? 

Нет

Во-первых, Указ автоматически не освобождает должников от исполнения обязательств по уже вступившим в силу судебным постановлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, не является амнистией или прощением долга. 

Он дает возможность инициировать пересмотр решения суда.

Во-вторых, Указ не отменяет субсидиарную ответственность и не исключает привлечения к ней в настоящее время и в будущем, не приостанавливает рассмотрение текущих или будущих дел данной категории.

Если судебное постановление исполнено, может ли оно быть пересмотрено?

Нет 

Могут быть пересмотрены только те судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены полностью либо не исполнены в части, но только в неисполненной части.

Постановления пересматриваются «автоматически»?

Нет

Пункт 23 Указа дает возможность бывшим ответчикам инициировать пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 ХПК.

Суды сами не будут инициировать пересмотр ранее вынесенных судебных постановлений. Аналогично не стоит ждать такой инициативы от взыскателей по исполнительным производствам и судебных исполнителей.

Пока вступившее в законную силу судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности не отменено, оно законно и должно исполняться.

Существуют ли какие-то сроки, в пределах которых можно обратиться за пересмотром судебных постановлений?

Да

В соответствии со ст. 320, 321 ХПК заявление может быть подано не позднее 3 месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств, в данном случае – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа, то есть с 26 апреля 2020 г.

Суд, безусловно, отменит судебное постановление?

Нет

Рассматривая заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд должен будет оценить, является ли придание обратной силы подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 значимым для данного конкретного дела.

По результатам рассмотрения суд может либо отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, либо отказать в пересмотре.

Что будет после отмены судебного постановления?

Если суд посчитает, что имеются основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, он отменит ранее вынесенное постановление и возобновит дело.

После этого дело о привлечении к субсидиарной ответственности должно будет рассматриваться заново по общим правилам ХПК, с вызовом и участием всех сторон, исследованием доказательств и вынесением нового итогового постановления. 

Возможен ли пересмотр постановления, если юридическое лицо – банкрот исключено из ЕГР?

Да

Юрлицо-банкрот в подавляющем большинстве случаев – истец по требованию к бывшему директору, участнику и т.д. по делу о привлечении к субсидиарной ответственности, иск подается и подписывается управляющим. 

Исключение из ЕГР по закону не препятствует пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

«Оживлять», то есть восстанавливать в ЕГР, уже исключенного банкрота нет ни необходимости, ни правовых оснований.

Какова судьба возбужденных исполнительных производств?

В случае подачи ответчиком в суд заявления о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам судебный исполнитель вправе (но не обязан) согласно абз. 7 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» приостановить исполнительное производство до окончания пересмотра.

В случае отмены судебного постановления исполнительное производство прекращается на основании абз. 7 ст. 52 упомянутого Закона, а в случае отказа в пересмотре – продолжается. 

Как будет применяться на практике п. 23 Указа, мы увидим в ближайшее время. Возможно, ответы на некоторые вопросы будут даны в разъяснениях Верховного Суда, а также в постановлениях по конкретным делам.


Больше информации о субсидиарной ответственности и других новациях Указа  «О поддержке экономики» – в ближайших номерах журнала «Юрист». 

Дополнительные вопросы по субсидиарной ответственности и банкротству можно адресовать:
- Тимуру Сысуеву, партнеру, адвокату, руководителю практики разрешения споров и банкротства SBH Law Offices, timour.sysouev@sbh-partners.com;
- Надежде Королевой, адвокату, руководителю группы правовой поддержки по делам о банкротстве SBH Law Offices, nadezhda.koroleva@sbh-partners.com.

2477 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме