Что предусматривает Указ в части «субсидиарки»?
Указ вводит обратную силу для подп. 5.6 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), который в свое время ограничил основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-банкрота только виновными (умышленными) действиями руководителей и учредителей, повлекших банкротство.
Указ распространяется на вынесенные до 25 февраля 2018 г. (включительно) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены по состоянию на 26 апреля 2020 г. (когда вступил в силу Указ) в полном объеме либо в какой-то части.
Субсидиарная ответственность отменена?
Нет
Во-первых, Указ автоматически не освобождает должников от исполнения обязательств по уже вступившим в силу судебным постановлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, не является амнистией или прощением долга.
Он дает возможность инициировать пересмотр решения суда.
Во-вторых, Указ не отменяет субсидиарную ответственность и не исключает привлечения к ней в настоящее время и в будущем, не приостанавливает рассмотрение текущих или будущих дел данной категории.
Если судебное постановление исполнено, может ли оно быть пересмотрено?
Нет
Могут быть пересмотрены только те судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены полностью либо не исполнены в части, но только в неисполненной части.
Постановления пересматриваются «автоматически»?
Нет
Пункт 23 Указа дает возможность бывшим ответчикам инициировать пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 ХПК.
Суды сами не будут инициировать пересмотр ранее вынесенных судебных постановлений. Аналогично не стоит ждать такой инициативы от взыскателей по исполнительным производствам и судебных исполнителей.
Пока вступившее в законную силу судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности не отменено, оно законно и должно исполняться.
Существуют ли какие-то сроки, в пределах которых можно обратиться за пересмотром судебных постановлений?
Да
В соответствии со ст. 320, 321 ХПК заявление может быть подано не позднее 3 месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств, в данном случае – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа, то есть с 26 апреля 2020 г.
Суд, безусловно, отменит судебное постановление?
Нет
Рассматривая заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд должен будет оценить, является ли придание обратной силы подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 значимым для данного конкретного дела.
По результатам рассмотрения суд может либо отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, либо отказать в пересмотре.
Что будет после отмены судебного постановления?
Если суд посчитает, что имеются основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, он отменит ранее вынесенное постановление и возобновит дело.
После этого дело о привлечении к субсидиарной ответственности должно будет рассматриваться заново по общим правилам ХПК, с вызовом и участием всех сторон, исследованием доказательств и вынесением нового итогового постановления.
Возможен ли пересмотр постановления, если юридическое лицо – банкрот исключено из ЕГР?
Да
Юрлицо-банкрот в подавляющем большинстве случаев – истец по требованию к бывшему директору, участнику и т.д. по делу о привлечении к субсидиарной ответственности, иск подается и подписывается управляющим.
Исключение из ЕГР по закону не препятствует пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
«Оживлять», то есть восстанавливать в ЕГР, уже исключенного банкрота нет ни необходимости, ни правовых оснований.
Какова судьба возбужденных исполнительных производств?
В случае подачи ответчиком в суд заявления о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам судебный исполнитель вправе (но не обязан) согласно абз. 7 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» приостановить исполнительное производство до окончания пересмотра.
В случае отмены судебного постановления исполнительное производство прекращается на основании абз. 7 ст. 52 упомянутого Закона, а в случае отказа в пересмотре – продолжается.
Как будет применяться на практике п. 23 Указа, мы увидим в ближайшее время. Возможно, ответы на некоторые вопросы будут даны в разъяснениях Верховного Суда, а также в постановлениях по конкретным делам.
Больше информации о субсидиарной ответственности и других новациях Указа «О поддержке экономики» – в ближайших номерах журнала «Юрист».
Дополнительные вопросы по субсидиарной ответственности и банкротству можно адресовать:
- Тимуру Сысуеву, партнеру, адвокату, руководителю практики разрешения споров и банкротства SBH Law Offices, timour.sysouev@sbh-partners.com;
- Надежде Королевой, адвокату, руководителю группы правовой поддержки по делам о банкротстве SBH Law Offices, nadezhda.koroleva@sbh-partners.com.