Вы на портале

Новое в противодействии незаконной минимизации налогов (комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14)

Указ Президента Респ. Бел. от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» обязывает субъектов хозяйствования проверять первичные учетные документы на предмет соответствия законодательству, принадлежности отправителю товара, а также на предмет действительности бланков таких документов. Необходимо проверять контрагента по реестру «лжепредпринимателей», чтобы совершение сделки с таким контрагентом не обернулось для субъекта хозяйствования доначислением налогов и уплатой пеней. Президентом Респ. Бел. 19 января 2016 г. подписан Указ № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее — Указ № 14), который вступает в силу с 22.04.2016.

Обновлено
Иваньков Николай

начальник отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

3391 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Данным Указом вносятся дополнения и изменения в указы Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ № 488) и от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)*.

* По вопросу проведения проверок см.: Онуфриевич Э. Внеплановая тематическая оперативная проверка: практические рекомендации // Юрист. — 2015. — № 7.

Противодействие лжепредпринимательству

Инициатором и разработчиком Указа № 14 выступил Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК). Проект акта был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Разработчики Указа № 14 ставили перед собой задачи по совершенствованию механизмов борьбы государства с лжепредпринимательством, а также по предотвращению вреда в виде не уплаченных субъектами хозяйствования сумм налогов в результате использования услуг лжепредпринимательских структур.

Лжепредпринимательством в соответствии с частью первой ст. 234 УК является:

  1. государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность либо на имя подставного лица;
  2. создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность либо на имя подставного лица (лиц).

Такая деятельность образует состав преступления, если она повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере.

При этом крупным размером признается размер на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Одним из механизмов противодействия лжепредпринимательству явилось формирование реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — реестр). В данный реестр на сегодняшний день Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) на основании представленной контролирующими и правоохранительными органами, в том числе органами финансовых расследований КГК (далее — ОФР), информации включено более 6 400 субъектов предпринимательской деятельности, которые по своей сути являются лжепредпринимательскими структурами.

Дополнительной мерой в борьбе с лжепредпринимательством стали корректировка ст. 234 УК «Лжепредпринимательство» и дополнение УК ст. 234-1 «Незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования»*.

* См. Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», вступивший в силу с 28 января 2015 г.

Статистика

ОФР за 2013–2015 гг. пресечена деятельность более 1 000 лжепредпринимательских структур, выявлено 48 преступных групп. Сумма предъявленных к уплате по фактам лжепредпринимательства дополнительных платежей составила более 1,4 трлн руб., из которых в бюджет взыскано порядка 500 млрд руб.

Несмотря на имеющиеся механизмы противодействия лжепредпринимательским структурам, они по-прежнему существуют в Республике Беларусь. Причиной существования лжепредпринимательских структур является наличие спроса на их услуги со стороны субъектов хозяйствования, которые используют их для незаконной минимизации налоговых обязательств, а также легализации товаров и средств, добытых преступным путем.

Статистика

В 2014 г. КГК была пресечена деятельность преступной группы, которая с использованием лжеструктур оказывала услуги по обналичиванию денежных средств с оформлением для минимизации сумм налоговых обязательств подложных первичных учетных документов.

Установлено, что количество клиентов — субъектов реального сектора экономики этой преступной группы составляет более 2 000, проверки в отношении них продолжаются и в настоящее время.

Закрепленный Указом № 488 механизм в настоящее время позволяет контролирующему органу предъявлять к уплате клиентам лжепредпринимательских структур налоговые платежи. Вместе с тем, несмотря на очевидные факты фиктивной деятельности подобных структур, проверяющим для этих целей необходимо собирать доказательства, опровергающие совершение каждой в отдельности хозяйственной операции с лжепредпринимательской структурой. Материалы уголовных дел по преступлениям, выявленным ОФР, содержат факты наличия у одной лжепредпринимательской структуры нескольких сотен клиентов.

Самостоятельное налогообложение хозяйственных операций

В большинстве случаев должностные лица субъектов хозяйствования, взаимодействуя с лжепредпринимательскими структурами, осознают последствия своих незаконных действий, в том числе риски привлечения их к уголовной ответственности. В этой связи Указом № 14 закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами хозяйствования хозяйственных операций с лжепредпринимательской структурой по предписанию ОФР.

Основанием для вынесения указанного предписания будет являться заключение Департамента финансовых расследований КГК (далее — ДФР), составленное в отношении лжепредпринимательской структуры (субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр и фактически не участвовавшего в совершении хозяйственных операций) и содержащее указание об отсутствии у документов, оформленных с ее участием, юридической силы.

Фиктивность хозяйственных операций

Доказательствами неучастия лжепредпринимательской структуры в совершении хозяйственных операций будут являться имеющиеся в распоряжении ОФР:

  1. результаты контрольных мероприятий (материалы проверок, проведенных в соответствии с Указом № 510);
  2. сведения, содержащиеся в материалах уголовных дел и дел об административных правонарушениях;
  3. результаты иных проверочных и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в рамках полномочий, предоставленных ОФР Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Закон № 414-З),
    а также Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  4. иные сведения (например, информация Департамента финансового мониторинга КГК, налоговых органов и других правоохранительных органов).

Составление заключения

Со вступлением в силу Указа № 14 ОФР будут собирать доказательства не по каждой отдельной хозяйственной операции, а по деятельности лжепредпринимательской структуры в целом, с последующим составлением ДФР заключения.

К сведению

В ст. 7 Закона № 414-З определено, что в систему ОФР входят: ДФР; управления ДФР по областям, по Минской области и г. Минску; межрайонные отделы управлений ДФР по областям, по Минской области и г. Минску.
Таким образом, заключение составляет только ДФР.

Заключение ДФР должно содержать:

  1. наименование юридического лица либо фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;
  2. учетный номер плательщика;
  3. основание (основания) и дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр;
  4. ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование его в совершении такого правонарушения;

    Справочно

    Для целей Указа № 488 под правонарушениями в экономической сфере понимаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
    В свою очередь под использованием лжепредпринимательской структуры в совершении правонарушения понимается заключение (оформление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок (операций) с ней для совершения вышеуказанных правонарушений.

  5. указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, за определенный в заключении период не имеют юридической силы.

Период, в течение которого оформленные по взаимоотношениям с лжепредпринимательской структурой первичные учетные документы являются не имеющими юридической силы, будет определяться ДФР на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов (наименование, сведения о расчетных (текущих) счетах, юридический адрес и др.), бланков документов, печати лжепредпринимательской структуры для оформления первичных учетных документов. При этом не имеющими юридическую силу будут признаны документы, оформленные как по хозяйственным операциям (сделкам), совершенным до включения лжепредпринимательской структуры в реестр, так и по хозяйственным операциям (сделкам), совершенным после ее включения в реестр.

Таким образом, если ДФР будет располагать сведениями и документами о том, что субъект предпринимательской деятельности с января 2013 г. по февраль 2016 г. фактически являлся лжепредпринимательской структурой, то соответствующая информация будет направлена в МНС для включения такого субъекта в реестр. При этом ДФР составит заключение, в котором укажет, что первичные учетные документы, оформленные по хозяйственным операциям (сделкам) с таким субъектом за период с января 2013 г. по февраль 2016 г., не имеют юридической силы.

Необходимо отметить, что фиктивность (недостоверность) данных (например, товарно-транспортная накладная, по которой товар фактически не поставлялся («бестоварная» накладная); данные об автомобиле, на котором товар фактически не перевозился; сведения о пунктах погрузки (разгрузки) товара, откуда (куда) он фактически не поставлялся), внесенных в первичные учетные документы, форма которых по внешним признакам соответствует требованиям законодательства, лишает такие документы юридической силы.

Заключение в отношении лжепредпринимательской структуры составляется в двух экземплярах, подписывается заместителем Председателя КГК — директором ДФР или его уполномоченным заместителем и скрепляется печатью ДФР. Заключение ДФР вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю.

Заключение может быть обжаловано в установленном порядке в ДФР, а затем — в суд.

Составление предписания

Субъекту хозяйствования, совершавшему сделки (операции) с лжепредпринимательской структурой, ОФР выносят предписание.

Срок вынесения предписания — по истечении 10 рабочих дней со дня получения субъектом предпринимательской деятельности или его представителем заключения ДФР, а в случае обжалования заключения — со дня вручения (направления) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение ДФР.

Предписание должно содержать:

  1. указание на соответствующее заключение ДФР;
  2. первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с лжепредпринимательской структурой, совершенные в период, указанный в заключении ДФР.
  3. Следует отметить, что ОФР констатируют неправомерное отражение субъектом хозяйствования первичных учетных документов, не имеющих юридической силы, в регистрах бухгалтерского и налогового учета по взаимоотношениям с лжепредпринимательской структурой, а не фактическое отсутствие товарно-материальных ценностей;

    Рекомендация

    Если субъект хозяйствования фактически получил либо отгрузил товарно-материальные ценности и, по его мнению, данные в товаросопроводительных документах являются достоверными и при этом он готов предоставить ОФР очевидные доказательства, подтверждающие его выводы, он может воспользоваться предоставленным ему правом оспаривать вынесенное предписание.

  4. требование к субъекту хозяйствования выполнить следующие обязанности:
    1. исчислить в порядке, определенном подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по указанным в предписании хозяйственным операциям с лжепредпринимательской структурой;
    2. представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
    3. в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать ОФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Предписание составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем ОФР или его заместителем, скрепляется печатью и вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту хозяйствования либо его представителю.

В случае несогласия с предписанием субъект хозяйствования в течение 20 рабочих дней со дня его получения может подать в ОФР, его вынесший, возражения на предписание. При поступлении таких возражений, поданных с соблюдением порядка и установленного срока, предписание автоматически утрачивает силу.

Указ № 14 не определяет требования к содержанию как жалобы на заключение ДФР, так и возражения на предписание органа финансовых расследований.

Субъекту предпринимательской деятельности, субъекту хозяйствования предоставлено право самостоятельно определять, какие доводы он будет приводить в обоснование своей позиции и какими доказательствами их подтверждать.

Ответственность

Пунктом 2 Указа № 14 предусматривается, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию ОФР до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины).

Однако в случае неисполнения субъектом хозяйствования предписания в установленный срок (20 рабочих дней) или подачи им возражений на предписание ОФР вправе назначить и провести проверку данного субъекта хозяйствования либо направить заверенную гербовой печатью ДФР копию заключения в налоговый орган по месту постановки субъекта хозяйствования на учет для проведения проверки. При выявлении нарушений по результатам проведения такой проверки ОФР либо налоговым органом к субъекту хозяйствования будут применены меры административной ответственности в полном объеме.

Указ № 14 не содержит оговорок по освобождению субъектов хозяйствования от уплаты пеней. В данном случае субъектам хозяйствования, которым вынесено предписание, следует руководствоваться ст. 52 НК (исчислить и уплатить соответствующие суммы).

Если в действиях должностных лиц будут установлены признаки преступления (наличие умысла, ущерба в крупном или особо крупном размере), ДФР будет проведена проверка в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, с целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Изменения в порядке проведения проверок

Указом № 14 вносятся дополнения и изменения в Указ № 510, касающиеся порядка и оснований назначения внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, включенных в реестр, либо их контрагентов (без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности). Включение субъекта в реестр или наличие сведений о фактах совершения сделок с субъектами, включенными в реестр, будет являться основанием для отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска для плановых проверок.

Николай ИВАНЬКОВ, начальник отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

Комментирует Анастасия Малахова, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Указ № 14: к чему готовиться субъектам хозяйствования?

На практике с 1 января 2013 г., после вступления в силу Указа № 488, первичные учетные документы, стороной в которых отражен субъект хозяйствования, включенный в реестр, признаются не имеющими юридической силы очень часто. При этом не имеет значения, что на дату совершения операции организация не была включена в реестр либо ведение реестра еще не было преду-смотрено (например, сделки до 1 января 2013 г.).

Изменения, внесенные Указом № 14, устанавливают процедуру возложения на субъекта хозяйствования, совершившего операции с контрагентом, включенным в реестр и в отношении которого составлено заключение, обязанности по доначислению и уплате налогов на основании предписания ОФР без проведения проверки. Такой субъект хозяйствования вправе добровольно выполнить предписание либо подать возражения на него. При добровольном исполнении предписания субъект хозяйствования освобождается от административной ответственности за неуплату налогов. В случае подачи возражений предписание считается утратившим силу. Если субъект хозяйствования обжаловал предписание либо не исполнил его добровольно, то в отношении него может быть назначена внеплановая проверка. Факт недоплаты налогов, зафиксированный в акте проверки, может являться основанием для административной или уголовной ответственности.

Отметим, что нахождение контрагента по сделке в реестре является единственным правовым основанием для вынесения предписания. Количество контрагентов, активность хозяйственной деятельности субъекта не будут иметь определяющего значения. Каждый субъект хозяйствования располагает сведениями о том, с кем и какие хозяйственные операции им совершены. Следовательно, он имеет возможность проверить своих контрагентов, в том числе прошлых, путем ознакомления с реестром и самостоятельно оценить вероятность получения предписания.

Составлению предписания предшествует составление заключения, которое может быть обжаловано только субъектом, включенным в реестр, в отношении которого оно вынесено. Субъекты хозяйствования, совершившие сделку с указанным контрагентом, не вправе обжаловать заключение.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Указ №  510, основания назначения внеплановых проверок дополнены указанием на проверку лиц, включенных в реестр, либо их контрагентов. Включение в реестр или наличие сведений о фактах совершения сделок с включенными в реестр лицами будет являться основанием для отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска для плановых проверок.

3391 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме