Организация работы по противодействию коррупции

В январе 2016 г. вступает в силу новый Закон «О борьбе с коррупцией», который предусматривает необходимость принятия на отдельных предприятиях ряда антикоррупционных мер, в том числе создание антикоррупционной комиссии, проведение информационных мероприятий и пр.

Обновлено
Лашук Иван
Лашук Иван

заместитель прокурора Октябрьского района г. Минска

3131 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Президент Республики Беларусь 15 июля 2015 г. подписал новый Закон Республики Беларусь № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон), который вступает в силу с 24.01.2016.

Ряд работников государственных организаций, негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % (далее — организации с долей государства), являются государственными должностными лицами (далее — ГДЛ), на которых законодательством возложены дополнительные обязанности и ограничения. Они относятся к субъектам коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

При определении круга лиц, относящихся к ГДЛ, необходимо учитывать, что ими могут быть только работники государственных организаций и организаций с долей государства, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Разъяснение, кто относится к лицам, занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, дано в пп. 6 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы».

Рекомендация.

Для установления наличия организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей рекомендуем изучить должностную инструкцию работника на предмет наличия в ней таких обязанностей.

Пример 1.

1. Согласно должностной инструкции мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования РУП «Мастерская» осуществляет руководство подчиненным ему персоналом на закрепленном участке работ, организует проведение технического обслуживания и всех видов ремонта электрооборудования, контролирует соблюдение подчиненным ему персоналом трудовой и производственной
дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
2. Директор ОАО «А» с долей государства 94 % внес изменения в должностную инструкцию секретаря приемной, возложив на нее обязанности по осуществлению контроля за работой водителя директора.
Данные полномочия являются организационно-распорядительными, и секретарь с момента внесения изменений относится к ГДЛ.

Обязательства по соблюдению коррупционных ограничений

В соответствии с частью первой ст. 16 Закона ГДЛ, лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона, а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность ГДЛ относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона, подписывают только ГДЛ. Наименование ст. 17 Закона «Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц и приравненных к ним лиц» не противоречит содержанию ст. 16 Закона и не означает, что обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17, наряду с ГДЛ обязаны подписывать и лица, приравненные к ГДЛ.

В части шестой ст. 17 Закона законодатель определил, что ограничения для лиц, приравненных к ГДЛ и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами. Например, такие ограничения установлены ст. 22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».

Справочно.

Законом существенно расширены ограничения, установленные для ГДЛ (ст. 17 Закона). Нововведением является и то, что принимать имущество, подарки, иную выгоду, а также осуществлять поездки за счет физических или юридических лиц не вправе лица, приравненные к ГДЛ, а также супруг (супруга) ГДЛ и приравненного к нему лица в связи с использованием ГДЛ или приравненного к нему лица служебных обязанностей.

Законом отменен существовавший до этого запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных обязанностей по месту основной работы, для ряда ГДЛ.

Ограничения, с которыми под роспись должны знакомиться ГДЛ, перечислены в частях первой — пятой ст. 17 Закона.

Кадровая служба несет ответственность за несвоевременное ознакомление ГДЛ с ограничениями, а ГДЛ — за нарушение письменных обязательств по соблюдению этих ограничений.

Ограничения на совместную работу близких родственников

На практике часто встречаются ситуации, когда руководители организаций принимают на работу близких родственников, свойственников, при этом не осознавая потенциальную коррупционную опасность таких решений. Вместе с тем ограничение совместной работы супругов, близких родственников и свойственников является одним из важнейших методов предупреждения коррупции.

Согласно части первой ст. 27 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителя) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Указанные ограничения фактически распространяются только на работников государственных организаций. Такие же ограничения закреплены и в ст. 18 Закона.

Отметим, что руководители государственных органов и иных организаций с долей государства в целях предупреждения коррупции обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов.

К сведению.

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы ГДЛ, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение ГДЛ своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.

В Законе (ст. 21) заложены механизмы урегулирования конфликтов интересов (в том числе потенциальных).

Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию, открытый перечень которых содержится в ст. 21 Закона.

Таким образом, Закон не запрещает руководителю принимать на работу близких родственников, но такие действия влекут необходимость принятия мер по урегулированию конфликта интересов.

Мероприятия по противодействию коррупции

Вопросы коррупции касаются широкого круга лиц в организациях любой формы собственности. Исходя из ст. 5 Закона не только на государственные органы, но и на иные организации возложена обязанность по борьбе с коррупцией посредством комплексного применения мер, к числу которых относится и планирование деятельности по борьбе с коррупцией. Для регулирования антикоррупционной деятельности издаются специальные нормативные правовые акты, многие организации создают антикоррупционные комиссии.

Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732. Данным Типовым положением определен порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупции в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, государственных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов. На прочие организации данное Типовое положение не распространяется.

Отметим, что создание антикоррупционных комиссий в соответствии с указанным постановлением Совета Министров в иных организациях необязательно, но данный способ организации работы по противодействию коррупции является наиболее распространенным. При создании комиссии можно руководствоваться Типовым положением и взять его за основу при разработке положения о комиссии предприятия, внеся отдельные изменения, учитывающие специфику предприятия.

Основными задачами руководителя организации либо антикоррупционной комиссии являются:

  • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками организации, а также подчиненных организаций;
  • своевременное определение коррупционных рисков и их нейтрализация;
  • разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;
  • рассмотрение вопросов по предотвращению проявлений коррупции;
  • координация деятельности структурных подразделений организации по реализации мер по противодействию коррупции и др.

Практика показывает, что основной проблемой в работе антикоррупционных комиссий является формализм, что часто выявляется в ходе проверок.

Пример 2.

В плане работы антикоррупционной комиссии КУП «А» на 2013 г. предусмотрено: «Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 12.02.1997 № 12 "О декларировании доходов и имущества физических лиц в Республике Беларусь" осуществлять контроль за своевременным предоставлением работниками предприятия деклараций о доходах». Исполнение данного пункта обсуждалось на заседании комиссии, где было отмечено, что работники неукоснительно соблюдают требования указанного Декрета.
Вместе с тем вышеупомянутый Декрет утратил силу с 16.08.2003.

Важным направлением в осуществлении работы по противодействию коррупции на предприятиях, в организациях являются информационные мероприятия по разъяснению работникам положений законодательства, содержания ограничений, составов коррупционных и создающих условия для коррупции правонарушений. Данная работа может проводиться на оперативных совещаниях у руководителя, заседаниях антикоррупционной комиссии с участием коллектива и т.п.

Таким образом, не только государственные органы, но и государственные организации, негосударственные организации и субъекты хозяйствования должны осуществлять работу по противодействию коррупции с учетом специфики работы предприятия, организации. Для этого следует:

  • четко определить перечень работников предприятия, относящихся к ГДЛ либо приравненных к ГДЛ;
  • при приеме на работу на должности ГДЛ отобрать письменное обязательство о соблюдении ограничений, установленных ст. 17 Закона. При подписании указанных обязательств необходимо разъяснять работникам суть ограничений и ответственность за их несоблюдение;
  • разъяснить работникам положения Закона, регулирующие конфликт интересов, обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка урегулирования конфликта интересов;
  • своевременно информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений;
  • установить наиболее коррупционно-рискованные сферы деятельности предприятия, выявить возможные условия для совершения коррупционных правонарушений и принять меры по устранению указанных условий;
  • — анализировать поступающую из правоохранительных органов информацию о коррупционных проявлениях в деятельности предприятия, устанавливать причины и условия, способствующие данным нарушениям, принимать организационные меры по устранению причин и условий, привлекать виновных лиц к дисцип-линарной ответственности.

Пример 3.

В ходе проверки ОАО «Завод» (более 50 % акций принадлежит государству) выявлены следующие нарушения антикоррупционного законодательства:
— у ряда работников, относящихся к ГДЛ, не отобраны письменные обязательства о соблюдении ограничений, установленных ст. 17 Закона;
— в текст обязательств работников, не являющихся государственными служащими, включены ограничения, распространяющиеся только на государственных служащих;
— не соблюден порядок действий при возникновении конфликта интересов;
— отдельными работниками совершены коррупционные и создающие условия для коррупции правонарушения;
— созданная комиссия по противодействию коррупции работает ненадлежащим образом, а именно:
1) в состав комиссии согласно приказу входят ранее уволенные работники, в актуальное состояние состав комиссии не приведен;
2) в планах работы не указаны конкретные мероприятия, способные оказать влияние на состояние работы по противодействию коррупции (например, отражено: «Обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства о государственных закупках»);
3) запланированные мероприятия не исполняются либо исполняются несвоевременно;
4) решения комиссии формальны и не содержат конкретных поручений со сроками исполнения;
5) руководителем не приняты меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, совершивших коррупционные и создающие условия для коррупции правонарушения.

3131 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме