Прием на работу с учетом норм Декрета № 5: работаем с характеристикой

Менее чем за 3 месяца применения на практике норм Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 6) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруд) успело фактически подготовить 3 официальных комментария по его применению. Нередко позиция Минтруда кардинально менялась в разных вариантах его разъяснений. 

Рассмотрим некоторые востребованные на практике вопросы, касающиеся особенностей приема на работу и выдачи характеристики, с учетом разъяснений Минтруда.

Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

2076 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос: Можно ли принять работника на работу, не ожидая получения характеристики?

Ответ: Учитывая разъяснение Минтруда по применению Декрета № 6 (далее — Разъяснение)*, это будет являться нарушением порядка приема на работу.

* С Разъяснением можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/aixUA.

Минтруд в Разъяснении указывает, что согласно п. 12 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

Справочно.
Нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, преду­смотренных Декретом № 5, могут повлечь увольнение руководителя организации и (или) иного уполномоченного должностного лица, ответственного за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик.

Наниматель должен предпринять все возможные меры для получения характеристики. Нарушение нанимателем порядка приема на работу не является основанием для увольнения работника. То есть для работника правовые последствия отсутствуют.

Если законодательство предусматривает обязанность трудоустройства отдельных категорий работников, то наниматель должен исполнить это обязательство. Одновременно он должен исполнить положения Декрета № 5 и запросить характеристику.

По сути, если наниматель должен принять физическое лицо на работу в силу требований законодательства, то с точки зрения Минтруда в таком случае нет нарушения правил приема на работу, если он сделает запрос на характеристику (то есть без ожидания получения самой характеристики). Это прямо не предусмотрено в Разъяснении, но следует из ответа на вопрос 10 Разъяснения.

Вопрос: Куда можно обратиться, если бывший наниматель по запросу не предоставляет характеристику для приема на работу на новое место в государственную организацию?

Ответ: Этот вопрос не урегулирован напрямую в Декрете № 5, но исходя из Разъяснения полагаем, что в данном случае желательно зафиксировать факт отсутствия получения ответа (характеристики) на запрос (например, в виде докладной записки или соответствующего акта) и проинформировать об этом Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент). 

Напрямую действующее законодательство не обязывает государственную организацию, сделавшую запрос о выдаче характеристики и не получившую ее в разумный срок, информировать о таком факте Департамент, прокуратуру или иной государственный орган (КГК и т.п.). Принудить выдать характеристику такая организация тоже не вправе.

Необходимо отметить, что Департамент — государственный орган, который уполномочен на осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде, в том числе и порядка приема на работу (то есть за соблюдением организациями требований п. 11 Декрета № 5).

Вопрос: Можно ли выдавать копию характеристики на работника для поступления на новую работу по запросу работника и (или) иной организации?

Ответ: Законодательством, в том числе Разъяснением, не установлен запрет на выдачу копии характеристики физическому лицу, в отношении которого она выдавалась. 

По нашему мнению, наниматель должен дать возможность ознакомиться с содержанием характеристики работнику хотя бы в рамках законодательства о защите персональных данных, поскольку такое ознакомление никак не нарушает права третьих лиц и не конкурирует с другими правами (не является коммерческой тайной и т.п.).

Выдача же копии документа не самому физическому лицу, в отношении которого была выдана характеристика, или не в рамках ч. 2 п. 11 Декрета № 5*, полагаем, будет являться незаконной по общему правилу. То есть это предоставление персональных данных, которое согласно законодательству о защите персональных данных требует согласия физического лица. Кроме того, возникает вопрос, зачем организации запрашивать именно копию документа, если нет такой обязанности (вопрос стоит в части сбора персональных данных в большем объеме, чем необходимо). 

* При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.

Вопрос: Есть ли разумный срок, который необходимо учитывать для получения ответа на запрос на выдачу характеристики?

Ответ: Для начала необходимо определить (возможно, в ЛПА, регламентирующих порядок приема на работу), что такое разумный срок в части получения характеристики. Например, если запрос был сделан в пределах одного населенного пункта (скажем, в г. Минске), то это один срок, а если из государственной организации, расположенной в г. Витебске, к прежнему нанимателю, находящемуся в г. Бресте, — это уже другой срок. Причем данный пример актуален при направлении запроса почтой. 

Далее, если запрос сделан и на него не получен ответ в разумный срок, то, полагаем, разумно вначале посредством телефонного звонка, электронной почты и т.п. уточнить ситуацию. В частности, дошел ли запрос, есть ли на работе лицо, которое уполномочено на подписание характеристики (может быть, такое лицо болеет или должность вакантна и некому подписать характеристику и т.п.).

Если не удалось установить причину или она неуважительная (по мнению запрашивающей государственной организации), то можно зафиксировать такое обстоятельство посредством докладной записки или соответствующего акта и рассмотреть вопрос информирования об этом Департамента.

2076 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Многие из нас любят сладкое, будь то шоколад, конфеты, зефир, халва и др. Глядя на красочные упаковки наших любимых сладостей, мы не задумываемся о том, какая работа и ка...
№ 9 сентябрь 2022
680
• • •
Вопрос: Cотрудник совершил прогул, и его трудовой отпуск уменьшается на количество дней прогула. Нормами ТК предусмотрено, что после уменьшения отпуска на количество дней...
№ 7 июль 2022
3231