Новое правило — только базовое наименование профессии уборщика помещений
В настоящее время (до вступления в силу постановления № 36, то есть до 01.10.2021) могут использоваться следующие варианты наименования профессии рабочего:
• уборщик помещений;
• уборщик производственных помещений;
• уборщик служебных помещений;
• уборщик производственных и служебных помещений.
При этом в связи с тем, что это одна и та же профессия рабочего, код профессии рабочего во всех случаях будет одинаковый (9112-001).
С 01.10.2021 ситуация изменится: станет возможным использование только одного варианта наименования профессии — «Уборщик помещений».
Причина такого нововведения, а точнее исключения выбора в части на-именования, нам пока непонятна, но для нанимателя это означает достаточно большой объем работы: нужно внести изменения в штатное расписание, трудовой договор (контракт), трудовую книжку, форму ПУ-2 и т.п. (если, конечно, ранее в организации не использовалось базовое наименование «Уборщик помещений»). Более подробно порядок действий, которые необходимо совершить в связи с новшествами законодательства, приведен ниже в виде алгоритма.
Алгоритм изменения наименования профессии уборщика
Шаг 1. Внесите изменения в штатное расписание
С учетом определений трудового договора и трудовой функции в ст. 1 ТК наименование должности служащих и профессии рабочего отражается в штатном расписании.
Согласно п. 28 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее — Инструкция о ведении трудовых книжек), запись о наименовании должности служащего, профессии рабочего в приказе (распоряжении) нанимателя о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу производится на основании штатного расписания.
Штатное расписание, как правило, утверждается. В соответствии с ч. 2 п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения.
Справочно.
В бюджетных организациях ведение штатного расписания может регламентироваться отраслевыми НПА. Коммерческие организации самостоятельно определяют порядок ведения штатного расписания.
Документ может утверждаться двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи или издания распорядительного документа (составления протокола). Оба способа имеют одинаковую юридическую силу.
Таким образом, наниматель либо утверждает штатное расписание в новой редакции, либо вносит в него соответствующие изменения. Последний вариант возможен, если штатное расписание первоначально было утверждено приказом.
Образец приказа о внесении изменений в штатное расписание
Шаг 2. Внесите изменения и дополнения в ЛПА и иные документы по приведению полного наименования профессии рабочего в базовое
Следующим шагом после внесения корректировок в штатное расписание является внесение изменений в локальные правовые акты организации в части приведения полного наименования профессии рабочего в базовое. Такими документами могут быть рабочие инструкции, положение о порядке и условиях присвоения разрядов по профессии уборщика помещений, инструкции по охране труда и т.п.
Шаг 3. Ознакомьте работников с изменениями, внесенными в ЛПА
Если говорить о применении только базового наименования уборщика помещений, то в данном случае имеет место приведение документов в соответствие с изменениями в законодательстве. Иными словами, полагаем, нельзя рассматривать это как изменение существенных условий труда (то есть не требуется согласие работника).
Заметим, что постановление № 36 кроме изменения в наименовании профессии вносит также изменения, касающиеся, к примеру, исключения из функциональных обязанностей уборщика первого разряда уборки душевых.
В данном случае применяются общие нормы, а именно пп. 10 и 15 ч. 1 ст. 55 ТК, согласно которым при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под роспись, создавать условия для ознакомления работника с локальными правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности, а также оформлять изменения условий трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись.
Шаг 4. Приведите полное наименование профессии уборщика к базовому в трудовом договоре, трудовой книжке, ПУ-2 и т.п.
4.1. Внесите изменения в трудовой договор
Наименование должности служащего отражает трудовую функцию и с учетом п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК обязательно указывается в трудовом договоре.
Изменения производятся согласно ч. 4 ст. 19 ТК: в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. То есть получать согласие сторон не требуется. Оформляется такое изменение в виде дополнительного соглашения.
Обязанность по приведению условий трудового договора в том числе в соответствие с законодательством о труде, как следует из пп. 10 и 15 ч. 1 ст. 55 ТК, законодательством возложена на нанимателя.
Образец дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) о приведении наименования профессии рабочего в соответствие с выпуском 1 ЕТКС
4.2. Внесите запись в трудовую книжку
Согласно п. 58 Инструкции о ведении трудовых книжек на основании приказа (распоряжения) нанимателя в трудовые книжки работников вносятся изменения профессий или должностей с учетом соответствующих изменений наименований профессий или должностей, вносимых в штатное расписание согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей служащих.
В данном случае изменение наименования профессии рабочего производится в связи с изменением законодательства (то есть согласно п. 58 Инструкции о ведении трудовых книжек), а не в связи с обнаружением ошибки при установлении наименования такой должности и приведении ее в соответствие с требованиями законодательства (квалификационных справочников).
Образец записи в трудовую книжку об изменении наименования профессии рабочего
4.3. При необходимости внесите в личную карточку (ранее — форма Т-2) сведения об изменении наименования профессии уборщика
В настоящий момент отсутствует унифицированная форма личной карточки, нормативно не определен порядок ее ведения и заполнения.
Следовательно, наниматель самостоятельно разрабатывает форму личной карточки работника и порядок ее ведения. За основу он может взять ранее действовавшую форму Т-2, утвержденную постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 28.12.1989 № 241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций».
4.4. Отразите изменения наименования профессии уборщика в ПУ-2
Оформление документов персонифицированного учета производится в соответствии с постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета», которым в том числе утверждена Инструкция о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета (далее — Инструкция о заполнении ДПУ), а порядок и сроки их представления определяются в соответствии с Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее — Правила).
Так, форма ПУ-2 (тип формы — исходная) представляется работодателем один раз в квартал не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также при возникновении необходимости корректировки представленной ранее информации. А по застрахованным лицам, принятым и (или) уволенным с работы в текущем квартале и реализующим в этом квартале свое право на назначение пенсии (перерасчет назначенной пенсии, перевод с одного вида пенсии на другой), — в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии работодателю, не дожидаясь окончания отчетного периода (ч. 1-2 п. 15 Правил).
Согласно абз. 2 ч. 9 п. 10 Инструкции о заполнении ДПУ в подразделе 2.1 заполняется информация при приеме на работу застрахованного лица (переводе, назначении), при увольнении с работы (переводе) (прекращении трудовых отношений с работодателем), при приеме (переводе, назначении) по профессии рабочего, должности служащего, а также при изменении сведений, указанных в данном подразделе.
Иными словами, нужно отразить изменения наименования профессии уборщика в подразделе 2.1 формы ПУ-2.
Справочно.
В связи с тем, что изменения вступают в силу с 01.10.2021, они отражаются за 4-й квартал 2021 г.