Таможенная стоимость товара
По общему правилу импортеры могут распоряжаться ввезенными из-за пределов ЕАЭС товарами только после их «растаможки» (таможенной очистки), то есть после оформления декларации на товары, уплаты таможенных платежей, получения разрешения таможни на выпуск для внутреннего потребления. Таким образом, уже на этапе заполнения декларации на товары декларант (субъект хозяйствования) обязан рассчитать и указать таможенную стоимость товара, а также метод ее определения.
Справочно.
При определении таможенной стоимости товаров таможенным органом может использоваться как представленная декларантом, так и имеющаяся в распоряжении таможенного органа ценовая информация, в том числе о товарах, выпуск которых произведен ранее.
Важность правильного определения таможенной стоимости товара обусловлена тем, что таможенная стоимость товара — это база для исчисления таможенных платежей (например, ввозных таможенных пошлин, «ввозного (таможенного)» НДС). Определение таможенной стоимости товаров имеет принципиальное значение, если ввозная таможенная пошлина взимается по адвалорной ставке (например, 5 % от стоимости импортируемого товара) или по комбинированной ставке (например, 20 % от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 кг). И здесь существует следующая зависимость: чем больше таможенная стоимость товара, тем больше размер таможенных платежей. В этом и заключается проблема занижения таможенной стоимости импортером. Как следствие, таможенные платежи уплачиваются в меньшем размере, то есть происходит корректировка таможенной стоимости (определение «правильной», по мнению таможни, стоимости), что порождает необходимость для декларанта «доплатить» таможенные платежи.
Оформление решений о корректировке таможенной стоимости
В соответствии с Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 42 от 07.03.2018, таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости как до выпуска товаров, так и после.
Если таможенный орган не соглашается с заявленной таможенной стоимостью до выпуска товаров, то он принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (приложение 1 к Порядку внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации).
Если же таможенный орган проводит таможенную проверку после выпуска товаров, то он оформляет решение по акту таможенной проверки в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон о таможенном регулировании) и Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).
Справочно.
Срок посттаможенного контроля по общему правилу составляет 3 года (п. 33 Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании»).
Когда следует обращаться в суд
Если декларант не согласен с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости и полагает, что оно не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, то законодательство предоставляет субъекту хозяйствования два варианта обжалования:
1) обратиться с жалобой в вышестоящий таможенный орган, а затем в экономический суд в случае, если его жалоба будет оставлена без удовлетворения и доводы, приведенные в решении по жалобе, не убедят декларанта в его неправоте;
2) обратиться непосредственно в экономический суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Сроки на обращение в суд
В соответствии со ст. 38 и 40 Закона о таможенном регулировании субъект хозяйствования вправе обратиться в экономический суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта не позднее одного года со дня, когда ему стало или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов (день вручения или получения по почте решения по акту проверки), или со дня истечения установленного определенным законодательством срока. Например, в случае, если решение по акту проверки не было вручено или направлено по почте в сроки, установленные Указом № 510.
Важно.
Срок на оспаривание решения по акту проверки является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Кто может быть заявителем
Кроме самого декларанта решение о корректировке таможенной стоимости может обжаловать любое лицо, если оно полагает, что обжалуемое решение противоречит таможенному законодательству ЕАЭС и законодательству Республики Беларусь и нарушает его права или законные интересы либо незаконно возлагает на него какие-либо обязанности (ст. 37 Закона о таможенном регулировании). Такими лицами могут быть собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие.
Справочно.
За незаконные действия должностные лица таможенных органов несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (п. 1 ст. 20 Закона о таможенном регулировании).
Форма обращения в суд
Надлежащей формой обращения в экономический суд является заявление об оспаривании ненормативного правового акта, а не исковое заявление.
Такое заявление подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ХПК (производства по делам о проверке законности ненормативных правовых актов).
Следует обратить внимание, что такое заявление подается по месту нахождения заявителя (ч. 4 ст. 51 ХПК).
Заявление об оспаривании решения о корректировке таможенной стоимости
При оформлении указанного заявления должны быть соблюдены следующие требования:
— оно должно быть подано в письменной форме и обязательно подписано заявителем или его представителем;
— в нем должны быть указаны наименование суда, фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);
— необходимо указать обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие основания заявленных требований;
— требования заявителя должны излагаться со ссылкой на акты законодательства;
— должен быть указан перечень прилагаемых к заявлению документов;
— в отношении оспариваемого ненормативного правового акта необходимо указать наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания, какие права и законные интересы юридического лица нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт (ст. 159, 160, 228 ХПК).
Справочно.
Бремя доказывания законности действий таможенного органа возлагается на сам таможенный орган. В то же время заявитель вправе представить суду доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ст. 100 ХПК).
К заявлению необходимо приложить копию оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован этот акт, если он был опубликован (ст. 228 ХПК).
Особенности рассмотрения споров о корректировке таможенной стоимости
Рассматривая дело об оспаривании ненормативного правового акта, суд проверяет:
• компетенцию государственного органа, вынесшего решение (имелись ли полномочия на принятие обжалуемого решения);
• соответствие решения по акту проверки законодательным и иным нормативным правовым актам (ст. 229 ХПК).
Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности таможенного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов субъекта хозяйствования (ст. 230 ХПК).
Справочно.
Подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта в суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия ненормативного правового акта (ч. 2 ст. 228 ХПК).
Виды споров о корректировке таможенной стоимости
Можно выделить следующие виды судебных споров о корректировке таможенной стоимости.
1. Споры, связанные с правильностью выбора и применения метода определения таможенной стоимости.
Пример 1.
Ситуация: декларант при ввозе конкретного товара для определения таможенной стоимости выбрал метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами). По мнению же таможенного органа, следовало выбрать метод 6 (резервный), поскольку продавец и декларант (покупатель) являлись взаимосвязанными лицами и эта взаимосвязь повлияла на стоимость сделки.
Декларант с этим не согласился и обратился в экономический суд с заявлением о признании решения по акту камеральной проверки недействительным.
Выводы суда: суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами таможенного органа. В свою очередь судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь согласилась с нижестоящими судами, указав, что ввиду наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем и недоказанности заявителем отсутствия влияния данной взаимосвязи на цену товаров таможенный орган правомерно не принял во внимание заявленную таможенную стоимость товаров и произвел корректировку их таможенной стоимости согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа о товарах того же класса или вида, имеющих сходные характеристики с характеристиками оцениваемых товаров.
Справочно.
Классификация методов определения таможенной стоимости закреплена в приложении 4 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378.
2. Споры, связанные с правильностью определения структуры и величины таможенной стоимости товаров.
Пример 2.
Ситуация: ООО «В» в рамках лицензионных договоров в 2010–2014 гг. приобрело и ввезло на территорию Таможенного союза товар — рассаду земляники садовой определенных сортов, являющихся объектом интеллектуальной собственности компании «Б», с целью закладки в Республике Беларусь питомника для воспроизводства таких растений и последующей их реализации с выплатой лицензионных платежей (роялти) за право продажи посадочного материала лицензионных сортов.
Выводы суда первой инстанции: при вынесении решения об отказе в признании недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости суд посчитал, что лицензионные платежи относятся к оцениваемым ввозимым товарам и подлежат включению в таможенную стоимость, поскольку ввезенный товар (материнские растения) использовался для воспроизводства и последующей продажи посадочного материала ягодных растений определенных лицензионных сортов, а лицензионными контрактами предусмотрены соблюдение авторских прав лицензиара в отношении воспроизведенных лицензионных сортов и уплата роялти за право продажи соответствующего посадочного материала.
Выводы судов вышестоящих инстанций: решение суда первой инстанции было отменено. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что по условиям лицензионных контрактов заявитель обязан уплачивать роялти от объема продаж воспроизведенного (выращенного на территории Республики Беларусь) посадочного материала лицензионных сортов. Следовательно, уплаченное заявителем роялти не имеет отношения к оцениваемому (ввезенному) товару и не должно включаться в таможенную стоимость этого товара.
Справочно.
При рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного правового акта экономический суд проверяет компетенцию государственного органа, издавшего ненормативный правовой акт, и его соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам (ч. 1 ст. 229 ХПК).
Основаниями для изменения или отмены судебных постановлений являются их необоснованность, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права (ст. 297 ХПК).
3. Споры, связанные с документальным подтверждением сведений о таможенной стоимости товаров.
Пример 3.
Ситуация: заявитель ввозил определенные товары, имеющие серийные номера. В ходе проведения контроля таможенной стоимости таможенным органом до выпуска товаров с использованием системы управления рисками выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации, в связи с чем таможня запросила сведения и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость. Заявитель представил истребованные документы и сведения, а также пояснения о невозможности предоставления отдельных документов. По результатам анализа таможенный орган установил, что документы представлены не в полном объеме, а отдельные документы имеют несоответствия, что послужило основанием для принятия решения о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Выводы суда: суды первой и апелляционной инстанций, а также судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь согласились с решением таможенного органа. Суды пришли к выводу, что представленные заявителем документы содержали противоречивые сведения относительно включения в цену товара тары, упаковки, маркировки, погрузки, разгрузки, установки и ввода в эксплуатацию, разночтения без наличия каких-либо пояснений относительно количества и серийных номеров товара, условий его поставки (при сохранении одинаковой стоимости товара). Также кассационная инстанция дала оценку доводам заявителя. Например, заявителем было представлено предложение идентичных товаров от определенной фирмы, однако судебные инстанции не приняли его во внимание по причине существенных различий технических характеристик, его не представилось возможным соотнести с периодом рассматриваемой поставки, поскольку срок действия данного предложения составляет 30 дней.
Справочно.
При рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного правового акта экономический суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении об оспаривании ненормативного правового акта (ч. 2 ст. 229 ХПК).
Что нужно знать при оспаривании корректировки таможенной стоимости:
— решение о корректировке таможенной стоимости может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган, а затем в экономический суд (жалоба оставлена без удовлетворения, доводы в решении по жалобе не убедят декларанта в его неправоте) или же непосредственно в экономический суд;
— в суд заявление подается по правилам производства по делам о проверке законности ненормативных правовых актов;
— кроме декларанта решение о корректировке таможенной стоимости может обжаловать любое лицо, если оно полагает, что решение противоречит законодательству (таковыми могут быть собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие);
— в заявлении следует указать наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания, какие права и законные нарушаются этим актом и т.д., а также нужно приложить копию оспариваемого акта;
— срок на обращение в суд — 1 год со дня, когда стало (должно было стать) известно о нарушении, или со дня истечения установленного законодательством срока;
— суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности таможенного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов субъекта хозяйствования.
Резюме
Таким образом, в случае если субъект хозяйствования не согласен с решением таможни о корректировке таможенной стоимости, он имеет право обратиться в суд. При этом важно учитывать как требования к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта, так и особенности рассмотрения таких категорий споров, а также актуальную судебную практику. В каждом конкретном споре субъекту хозяйствования необходимо убедить суд в неправомерности решения таможенного органа.
Дополнительно по теме:
>>Филипишин А., Бурая Е. Практика рассмотрения споров в судах с участием таможенных органов