Вы на портале
Прекращение трудового договора

Какие нарушения могут повлечь расторжение срочного трудового договора

Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Вместе с тем на практике возникает вопрос: все ли нарушения законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора являются основанием для расторжения срочного трудового договора по требованию работника?

Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

6890 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Статья 41 ТК регулирует расторжение срочного трудового договора по требованию работника. Так, срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

В ч. 1 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее — постановление № 4) разъяснено, что несоблюдение нанимателем обязанностей по организации труда работника может выражаться, в частности:

— в необеспечении здоровых и безопасных условий труда;

— невыплате или несвоевременной выплате заработной платы;

— непредоставлении гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

Исчерпывающего перечня нарушений законодательства о труде не установлено. Представляется, что к таким нарушениям можно отнести в первую очередь те нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность для нанимателей и должностных лиц нанимателя. 

К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 3.22 ПИКоАП органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ч. 2–4 и 6 ст. 10.12 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента.

Следовательно, к нарушениям, влекущим привлечение к административной ответственности должностного лица нанимателя, следует относить:

• непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;

• невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством;

• несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП.

Кроме того, в соответствии со ст. 10.12 КоАП к нарушениям законодательства о труде отнесены:

• необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным (ч. 1 ст. 10.12 КоАП);

• непроведение нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, либо нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, либо представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (ч. 5 ст. 10.12 КоАП).

Для установления факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работник вправе обратиться в Департамент, профсоюз и (или) суд.

Справочно.
Допускается в случае признания нанимателем заявленного работником факта нарушения законодательства о труде удовлетворить требование работника об увольнении с соответствующей выплатой без установления данного факта компетентными органами. 

Работники могут обращаться в установленных законодательными актами случаях в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов (ч. 1 ст. 242 ТК). При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 242 ТК).

Таким образом, законодатель предусмотрел и досудебный порядок рассмотрения вопроса об установлении факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, который не является обязательным. Следовательно, работник вправе обратиться по данному вопросу непосредственно в суд по месту нахождения нанимателя (юридического лица).

6890 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме