Вы на портале

Топ-5 выводов экспертов круглого стола о поставке, экспедиции и перевозке

Что мы не знаем о договоре поставки? Верно, поставка, да и перевозка очень популярны в хозяйственном обороте, и едва ли можно встретить юриста, который не сталкивался с такими договорами. Казалось бы, темы «изъезжены» вдоль и поперек, однако не все так просто...

13 декабря журнал “Юрист” провел круглый стол, посвященный поставке, перевозке и экспедиции – всему тому, что так или иначе способствует перемещению предметов в пространстве. 

Представляем вашему вниманию топ-5 выводов экспертов круглого стола. 

1659 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. В одном договоре нельзя предусмотреть все

Перевозка и экспедиция – это разные обязательства, и оформляться они должны разными договорами. Нельзя в договоре на оказание экспедиционных услуг предусмотреть одновременно и перевозку. Такая “мешанина” в случае спора может привести к тому, что суд квалифицирует обязательства по-другому (например, посчитает, что между сторонами перевозка, а не экспедиция), нежели предусмотрено договором, а это может поменять риски ответственности. 

В связи с этим сторонам нужно разделять данные обязательства и заключать разные договоры – на экспедиционные услуги и перевозку грузов.

2. Экспедиция есть, а перевозчика нет

Заказчик может просить экспедитора назвать перевозчика заранее, но нормальная ситуация, когда экспедитор этого не знает.

Сама суть экспедиции как раз и состоит в том числе в организации перевозки.

В момент заключения договора экспедитор может физически не знать, кому из его подрядчиков будет отдан заказ на перевозку.

Так что если экспедитор не может назвать перевозчика заранее, не стоит делать преждевременный вывод о его (не)благонадежности. 

3. Как крепить груз

Очень много споров связано с тем, кто же несет ответственность за причинение ущерба грузу при перевозке по причине плохого крепления. 

С одной стороны, есть объективные факторы вроде плохих дорог или ДТП. Вроде бы виноват и перевозчик, если составил такой маршрут или по вине его водителя возникло ДТП. С другой стороны, кто заинтересован, чтобы груз доехал в целости и сохранности до конечного получателя? Правильно, грузоотправитель, так как задача заказчика – довезти груз из пункта “А” в пункт “Б”. Если им не были получены какие-то особые инструкции относительно упаковки, то почему должно быть недостаточно простой воздушно-пузырьковой пленки?

Поэтому сторонам нужно заранее оговорить в договоре все условия крепления, упаковки и в целом сохранности груза при перевозке. В первую очередь в этом должен быть заинтересован грузоотправитель, если, конечно же, он не хочет долго и упорно спорить с получателем груза, кто же виноват в ущербе.

4. Где лучше судиться?

Какой суд выбрать для разрешения спора? Разницы по сути нет. Главное – последующее исполнение принятого судом решения.  Если вы уверены, что решение будет исполнено на территории, например, Беларуси, Литвы, стран ЕАЭС, то выбрать можно любой суд. 

Конечно же, не стоит забывать и про территориальное удобство. Вряд ли будет удобно летать куда-нибудь на просторы Российской Федерации, только чтобы рассмотреть арбитражный спор.

5. Страхование работает

Несмотря на расхожее заблуждение, что страховщик сделает все, чтобы не платить, страховка работает и страховщики платят. Главное – соблюдать некоторые нюансы заполнения как заявки на страхование, так и последующего заявления на получение страхового возмещения.

На какие нюансы при страховании в перевозках следует обращать внимание? Более подробно об этих и других выводах экспертов – в видео круглого стола, которое мы разместим в ближайшее время. Следите за обновлениями раздела “Видеолекции”. 

1659 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме